rus eng
Архив номеров / Номер 5, 2010 год Распечатать

Рентгеноморфологические особенности строения тазового симфиза собак в постнатальном онтогенезе

Краснов В.В. ФГУ "Российский научный центр
"Восстановительная травматология и ортопедия"
имени академика Г.А. Илизарова Росмедтехнологий", г. Курган

Введение. Изучение закономерностей и видовых особенностей структурного формирования скелета, а также сроков его синостозирования до настоящего времени остается одной из актуальных проблем клинической морфологии и ветеринарной медицины Синостозирование костей происходит перманентно в течение жизни животного, что вызывает определенные трудности как при диагностике их повреждений так и при оценке результатов лечения [6 10. 12].

Несмотря на имеющиеся сведения по данному вопросу, наименее изученной является область таза Вместе с тем известно, что одной из структур скелета позволяющей дифференцировать возраст животного является тазовый симфиз (ТС), который имеет видовые и половые различия в строении а также претерпевает изменения во время беременности и родов [14]

На сегодняшний день опубликованы немногочисленные работы в которых приводятся отрывочные и часто противоречивые сведения о нормальной рентгенографической анатомии таза и морфологии ТС животных [2. 3, 7 9. 13 14].

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют комплексные работы по изучению рентгенографических и морфологических особенностей ТС собак в возрастном аспекте

Цель исследования: представить рентгено-морфологическую картину строения ТС у собак в постнатальном онтогенезе.

Материал и методы. В основу работы положен анализ результатов рентгенографических и гистологических исследований выполненных на трупах 22 беспородных собак обоего пола в возрасте от 1 месяца до 10 лет с массой тела от 15 до 28 кг.

Выполняли обзорные рентгенограммы тазовой области собак и анатомических препаратов ТС в двух взаимно перпендикулярных проекциях [10 12]

После выделения ТС и его скелетирования препараты фиксировали в 10 % растворе нейтрального формалина, декальциниро-вали, обезвоживали в спиртах возрастающей концентрации и заливали в целлоидин. Гистотопографические срезы с целлоидиновых блоков толщиной 20-25 мкм выполняли во фронтальной плоскости на санном микротоме после чего их окрашивали гематоксилином и эозином [4 11]. Светооптическое исследование и микрофотосъемку гистологических препаратов проводили на фотомикроскопе "Opton" с помощью аппаратно-программного комплекса -ДиаМорф" Результаты исследований

Анализ результатов выполненного исследования показал, что у одномесячных животных ТС в рентгенографическом отображении был четко разделен на лонный и седалищный симфизы из-за отсутствия костного сращения между каудальными ветвями лонных и ветвями седалищных костей. Сами ветви имели ровный размытый контур (каудальные ветви лонных костей закруглены, а краниальные участки ветвей седалищных костей имели вид "плавника акулы") Пространство между контрлатеральными лонными и седалищными костями, а также между лонным и седалищным симфизами на всем протяжении было заполнено тенями оптически низкой плотности однородной структуры (рис 1 а).

Рис. 1. Рентгено-морфопогическая характеристика ТС собаки в возрасте I месяца: а - рентгенограмма с анатомического препарата, вентро-дорсаль-ная проекция; б - гистотопограмма; в - васкуляризация хрящевой пластинки; г - пролиферирующие хондроциты в центральной части хрящевой пластинки; д-участок волокнистого хряща в каудальной части ТС. Гематоксилин и эозин. Об. 2,5, ок. 12,5.

Гистологически ТС у собак на этом сроке наблюдений был представлен гиалиновой хрящевой пластинкой шириной 4-8 мм с неровными очертаниями в участках оссификации (рис. 1 б). Гиалиновый хрящ на всем протяжении был васкуляризирован (рис. 1 в), в центральной части хрящевой пластинки хондроциты характеризовались высокой пролиферативной активностью что подтверждается наличием здесь многочленных изогенных групп (рис. 1 г), в каудальном и краниальном направлениях в области фиксации связок гиалиновый хрящ замещался волокнистым (рис 1д).

У четырехмесячных животных ветви лонных и седалищных костей практически на всем своем протяжении имели ровные четкие края, за исключением смежных краев каудальных ветвей лонных костей, отличающихся волнистым контуром. Дифференциация между лонными и седалищными костями сохранялась, однако их края приобрели более прямоугольные очертания. Пространство между контрлатеральными лонными и седалищными костями на большем протяжении было заполнено тенями однородной структуры с оптически низкой плотностью. У самцов в каудальном отделе симфиза нами выявлен очаг окостенения (составляющий 1/5 часть от его общей протяженности), визуализируемый в виде участка средней и высокой оптической плотности гетерогенной структуры.

На светооптическом уровне ширина хрящевой пластинки ТС уменьшалась по сравнению с предыдущим сроком наблюдения (от 3.5 мм в центральном и до 6 мм в краниальном и каудальном отделах). В краниальной и каудальной частях симфиза она состояла из волокнистого хряща, который занимал незначительную площадь и по направлению к центральной части замещался гиалиновым. Хрящевая пластинка на всем протяжении содержала сосуды. Со стороны костных поверхностей в ней отмечена активная пролиферация хонд-роцитов. ориентированных вертикальными колонками. По мере приближения к костной ткани они гипертрофировались, погибали и замещались костной тканью, что полностью соответствовало процессу энхондрального окостенения.

У самцов в каудальной части симфиза был выявлен участок оссификации хряща. Он был представлен костной тканью, в которой сохранялись лишь островки гиалинового хряща. Разделение между лонными и седалищными костями, образующими лонный и седалищный симфиз, по гистологическому строению представляло собой васкуляризованную хрящевую ткань гиалинового типа, в которой на границе с костными поверхностями отмечены процессы энхондрального костеобразования.

В возрасте пяти месяцев линия, разделяющая каудальные ветви лонных и ветви седалищных костей, не визуализировалась Область синостоза на всем протяжении была перекрыта тенями высокой оптической плотности гомогенной структуры.

Смежные поверхности костей симфиза имели ровные (в средней части волнистые) четкие края, прилегающие к ним участки костной ткани на всем протяжении были склерозированы. Межкостное пространство заполнено однородными тенями различной интенсивности (рис. 2 а).

Рис 2. Тазовый симфиз собаки, возраст 5 месяцев, самка: а - рентгенограмма с анатомического препарата, вентро-дорсальная проекция; б - гистотопограмма; в - участок границы хрящевой пластинки и костной ткани, ад- соединение лонной и седалищной костей. Гематоксилин и эозин. Об. 2,5, ок. 12,5.

На гистотопограммах хрящевая пластинка ТС по сравнению с предыдущим возрастным периодом утончалась до 2.5-3 мм. в краниальном отделе до 5 мм. имела неровные очертания, вследствие неравномерной оссификации (рис. 2 б). В центральной части она была обильно васкуляризована. со стороны тазовых костей отмечено усиление процессов костеобразования (рис. 2 в).

Каудальные ветви лонных костей были консолидированны с ветвями седалищных костей посредством новообразованной первичной спонгиозы. содержащей островки гиалинового хряща (рис. 2 г).

У самок в каудальной части хрящевой пластинки участки оссификации отсутсвовали.

В семимесячном возрасте процесс склерозирования краев смежных костей симфиза прогрессировал. Он был представлен хрящевой пластинкой шириной от 2.5 до 4.5 мм. которая по линиям оссификации имела волнистые очертания. В толще хрящевой пластинки располагались сосуды микроциркуляторного русла. Соединение каудальных ветвей лонных и седалищных костей было образовано костной тканью. В краниальном и каудальном отделах, в области при ности. Ветви лонных и седалищных костей имели четко выраженный трабекулярный рисунок (рис. 3 а).

Рис 3. Тазовый симфиз собаки, возраст 9 месяцев, самка: а - рентгенограмма с анатомического препарата, вентро-дорсальная проекция; 6 - гистотопограмма; в - каудальная часть ТС; г - васкуляризованный гиалиновый хрящ; д - участок границы хрящевой пластинки и костной ткани. Гематоксилин и эозин Об. 2,5. ок. 12,5.

К этому сроку ТС был образован гиалиновой хрящевой тканью шириной 2-4.5 мм (рис. 3 б), однако в области прикрепления связок (краниальный и каудальный отделы симфиза) сохранялся волокнистый хрящ, представительство которого было увеличено, по сравнению с предыдущими возрастными периодами (рис. 3 в). В толще хрящевой пластинки обнаружены сосуды микроциркуляторного русла (рис. 3 г). Со стороны костных поверхностей хрящ продолжал подвергаться энхондральной оссификации (рис. 3 д). Между каудальными ветвями лонных и седалищных костей был выявлен синостоз.

В десятимесячном возрасте у самцов в каудальной трети симфиза плотность теней увеличивалась, сформированием очага окостенения в виде шеврона.

Гистологически ТС в краниальной части (в области прикрепления связок) был представлен волокнистым хрящом. На всем остальном протяжении он был образован хрящевой пластинкой, по своему структурному оформлению являющейся васкуляризованным гиалиновым хрящом. Со стороны тазовых костей в ТС отмечена активная пролиферация хондроцитов. В территориальной близости к костной ткани клетки были гипертрофированы, располагались колонками перпендикулярно к костным поверхностям и гибли с последующим энхон-дральным окостенением, а межклеточное вещество было интенсивно базофильно. В каудальном отделе симфиза хрящевая ткань замещалась костной. В ней сохранялись лишь островки гиалинового хряща в которых протекали с пролиферативно-дегенеративные перестройки.

В возрасте 1 года у самок в ТС рентгенографически выявлен очаг окостенения, который был представлен тенями высокой плотности (рис. 4 а).

Рис. 4. Тазовый симфиз собаки, возраст 1 год, самка: а - рентгенограмма с анатомического препарата, вентро-дорсапьная проекция; б - гистотопограмма; в - волокнистый хрящ в краниальной части ТС; г - галиновый хрящ в центральной части ТС; д - граница с тазовой костью; е,ж- замещение гиалинового хряща костной тканью в каудальной части ТС. Гематоксилин и эозин. Об. 2,5. ок. 12,5

Гистологически ТС имел аналогичное строение, наблюдаемое в предыдущем возрастном периоде. Однако у самцов, по сравнению с самками, в каудальной части симфиза было отмечено увеличение доли костной ткани (рис. 4 б-ж).

У полуторогодовалых животных ТС имел вид V-образной линии с волнистыми краями. В его каудальной части присутствовал очаг окостенения треугольной формы. Каудальная 1/3 симфиза была перекрыта тенями высокой оптической плотности (рис. 5 а).

Рис 5. Тазовый симфиз собаки, возраст 1,5 года, самка: а - рентгенограмма с анатомического препарата, вентро-дорсальная проекция; 6 - гистотопограмма; в - волокнистый хрящ в краниальной части ТС; г - участок хрящевой пластинки в центральной части ТС; д - граница с тазовой костью; е - каудальная часть ТС, замещение гиалинового хряща костной тканью. Гематоксилин и эозин. Об. 2,5. ок. 12,5.

Хрящевая пластинка ТС неравномерно сужалась в кранио-каудальном направлении (ее ширина составляла всего от 1.5 до 3 мм) вплоть до замещения костной тканью в ее каудальной трети. Со стороны тазовых костей хрящ подвергался энхондральной оссификации, в его толще были выявлены отдельные сосудистые каналы (рис. 5 б-е).

У двухлетних самцов очаг окостенения не визуализировался - к этому сроку произошло его полное слияние с ветвями седалищных костей. ТС определялся в виде V-образной зубчатой полосы просветления, ширина которой, по сравнению с предыдущим наблюдением, значительно уменьшилась (рис. 6 а).

Рис 6. Тазовый симфиз собаки, возраст 2 года, самец: а - рентгенограмма с анатоми ческого препарата, вентро-дорсальная проекция; б - гистотопограмма. Гематоксилин и эозин.

Гистологически ТС был представлен узкой полоской васкуляри-зированного гиалинового хряща Ширина хрящевой пластинки составляла 1.5-2 мм. В области прикрепления связок (краниальный и каудальный отделы ТС) присутствовал волокнистый хрящ. На границе с поверхностями тазовых костей хрящевая ткань изменяла тинкто-риальные свойства, характеризовалась пролиферативно-дегенера-тивными изменениями и подвергалась оссификации. В каудальном направлении она замещалась костной тканью (рис. 6 б). Каудальные ветви лонных костей были соединены с ветвями седалищных костей новообразованной мелкотрабекулярной костной тканью.

В возрасте 9-10 лету собак обоего пола линия ТС практически не определялась, так как на всем протяжении она была перекрыта тенями высокой и средней (в краниальном участке) степени оптической плотности. Ветви лонных и седалищных костей имели трабекулярный рисунок (рис. 7 а).

Рис. 7. Тазовый симфиз собаки, возраст Юлет, самец: а - рентгенограмма с анатомического препарата, вентро-дорсальная проекция; б - гистотопограмма; в - волокнистый и гиалиновый хрящ в области прикрепления лонной связки; г - участки гиалинового хряща в краниальной части ТС; д - центральная часть ТС, костное сращение; е - каудальная часть ТС. Гематоксилин и эозин. Об. 2,5, ок 12,5.

Гистологически на всем протяжении симфиза было выявлено костное сращение, лишь в его краниальной части сохранялись небольшие островки хрящевой ткани (рис. 7 б-е).

Таким образом, на основании проведенных нами комплексных рентгено-морфологических исследований установлены закономерности структурного формирования ТС у собак в постнатальном онтогенезе.

Установлена прямая зависимость строения ТС от возраста, что согласуется с данными авторов, проводивших рентгенографическое исследование ТС у плотоядных и травоядных животных [цит. поЗ. 9].

Гистологически ТС собак представлен хрящевой пластинкой, образованной гиалиновым хрящом, который в участках вплетения волокон лонной и седалищной дуговой связок имеет волокнистое строение. У всех животных, независимо от пола и возраста, в хрящевой пластинке отсутствует какая-либо полость. В зонах соединения с костными поверхностями пластинка имеет волнистые очертания из-за неравномерной оссификации. Вместе с тем. по данным литературы. ТС образован волокнистым хрящом (у грызунов - хрящом гиалинового и волокнистого типа), а в его средней части имеется щелевидная полость [1. 5. 6. 8. 14].

Ширина хрящевой пластинки варьирует в зависимости от возраста (< 8 мм - у щенков младшего возраста. < 1.5-2 мм - у собак 1 5-2 лет) В тоже время самки опережают самцов по морфометри-ческим показателям хрящевой пластинки и уступают им по срокам ее энхондральной оссификации

Динамика процесса синостозирования не зависит от полового диморфизма - у всех исследованных особей он начинается с образования очага окостенения в каудальной части ветвей седалищных костей. Вместе с тем. нами выявлена гетерохрония его закладки, связанная с половыми особенностями животных.

Следовательно. ТС собаки является временным синхондрозом, представленным преимущественно гиалиновым хрящом, который с возрастом постепенно замещается костной тканью и преобразуется в синостоз. Полученные данные могут использоваться для определения возраста животного клинико-физиологической квалификации его состояния и при оценке результатов лечения.

Список литературы

  1. Акаевский А. И.. Юдичев Ю. Ф.. Селезнев С Б. Анатомия домашних животных. М Аквариум. 2005. 640 с.
  2. Анатомия собаки: Соматические системы / под ред. Н. А. Слесаренко М : Колос. 2000. Ч. 1. 96 с
  3. Бирих В К.. Удовин ГМ. Возрастная морфология крупного рогатого скота учеб. пособие. Пермь. 1972. 252 с
  4. Гистологическая техника / В. В. Семченко [и др ]. Омск: Омская областная типография 2006 290 с
  5. Гуди П К Топографическая анатомия собаки / П К. Гуди : пер. с англ - М. : Аквариум 2006 175 с
  6. Вракин В. Ф Сидорова М В. Морфология сельскохозяйственных животных: Анатомия с основами цитологии эмбриологии и гистологии. М : Агропромиздат 1991. 528 с
  7. Кирсанова А Ю.. Краснов В В Определение возраста собак по рентгенограммам таза// Материалы первого Евразийского ветеринарного конгресса. Алматы 2007. С. 56.
  8. Сравнительная анатомия домашних животных: в 3 т. / под ред Ю. Ф. Юдичева. Оренбург: Омск. 1997. Т 1. 344 с.
  9. Тарасов С А Возрастные изменения скелета туловища и конечностей собаки (рентгеноанатомическое исследование) Авто-реф. дис . канд. биол. наук/Лен вет ин-т Л. 1959. 17 с.
  10. Хан К. М.. Херд Ч. Д Ветеринарная рентгенография : пе-рев с англ М. : Аквариум 2006 296 с
  11. Хонин Г, А,. Барашкова С А. Семченко В. В Морфологические аспекты исследования в ветеринарной медицине. Омск Омская областная типография 2004 198 с
  12. Шерстнев С В. Чтение рентгеновских снимков. Рентгенодиагностика травматических повреждений заболеваний, инородных тел у кошки и собаки. Екатеринбург Филантроп. 2002. 118 с.
  13. Coulson A.. Lewis N. D. An Atlas of Interpretative Radiographic Anatomy of the Dog & Cat. London : Blackwell Science Ltd 2002. 585 p
  14. Differential distribution of elastic system fibers in the pubic symphysis of mice during pregnancy, partum and post-partum / S. G. Moraes [et al ] // Braz. J. morphol. Sci. 2003. Vol 20. No 2 P 85-92

Реферат

В основу работы положен анализ результатов рентгенографических и гистологических исследований выполненных на трупах 22 беспородных собак обоего пола в возрасте от 1 месяца до 10 лет.

Установлено что тазовый симфиз собаки является временным синхондрозом, представленным преимущественно гиалиновым хрящом, который с возрастом постепенно замещается костной тканью и преобразуется в синостоз Полученные данные могут использоваться для определения возраста животного клинико-физиологическо квалификации его состояния и при оценке результатов его лечения

Ключевые слова: тазовый симфиз, рентгенография, морфология, собака

Summary

The analysis of the results of roentgenographical and histological studies performed in the cadavers of 22 mongrel dogs both males and females, at the age from 1 month to 10 years forms the basis of the work

Key words: ipelvic symphysis. X-ray morphology dog. Сведения об авторе

Ответственный за переписку с редакцией: Краснов Виталий Викторович, кандидат ветеринарных наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной травматологии и ортопедии ФГУ "Российский научный центр 'Восстановительная травматология и ортопедия" им. академика ГА. Илизарова Ро-смедтехнологий", г. Курган

Адрес: 640014, г. Курган, ул. М. Ульяновой, д. 6

Тел.: 9638626191, 9225650041, E-mail: v.v.krasnov@mall.ru

 

2011 © Ветеринария Кубани Разработка сайта - Интернет-Имидж