rus eng
Архив номеров / Номер 5, 2008 год Распечатать

Структура заболеваний пищеварительной системы новорожденных телят

В. А. Мищенко, Д.К. Павлов, В.В. Думова, Т.Б. Никешина,
А.Л. Пономарев, А.В. Кононов, С.В. Левченко.
ФГУ"ВНИИЗЖ", Владимир

В структуре заболеваний новорожденных телят основное место занимают нарушения функции пищеварения, проявляющиеся диареей и как следствие, резко выраженной дегидратацией, мембранопатологией, токсемией, энофтальмией, иммунодефицитом и пониженным тонусом.

Массовые гастроэнтериты новорожденных телят широко рас­пространены во всех регионах мира, и по величине экономическо­го ущерба они занимают второе (после респираторной патологии) место.

Диарея регистрируется у 50-100% новорожденных телят уже к концу первых суток после рождения, а гибель может достигать 30-50% особей. Гибель новорожденных телят, как правило, наступает на 2-5 или 7-10 сутки [13,16,17,21,24,25].

В этиопатогенезе массовых гастроэнтеритов новорожденных телят основная роль принадлежит ассоциации вирусов и бактерий. Вирусы, размножаясь в слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, вызывают дистрофию, некроз и десквамацию клеток эпи­телия, что способствует колонизации и проникновению в кровь патогенных бактерий или их метаболитов и развитию тяжелых па­тологических процессов [7,16, 23].

В основном диарея новорожденных телят протекает в виде смешанных инфекций. При смешанных инфекциях трудно опреде­лить роль того или иного инфекционного агента, который выделяет­ся от больных телят. Факт обнаружения того или иного возбудителя от больных диареей новорожденных телят не служит убедительным доказательством его этиологической роли в патологии.

Существенное значение в развитии диарейных заболеваний играют микотоксикозы.

Основным путем заражения при диареях новорожденных те­лят является - алиментарный. Чаще всего в организм теленка воз­будители попадают в первые часы после рождения.

Источником возбудителей инфекционных желудочно-кишеч­ных болезней новорожденных телят являются больные и перебо­левшие животные, выделяющие патогенны во внешнюю среду.

Ведущей причиной массовых гастроэнтеритов новорожден­ных телят являются инфекционные агенты в том числе вирусы, микробы, простейшие и грибы, вирулентность которых повышает­ся на фоне различных неблагоприятных условий кормления и содержания [10].

Значительному распространению заболевания способствует относительная устойчивость вирусов во внешней среде. Вирусы, размножающиеся в желудочно-кишечном тракте молодняка круп­ного рогатого скота (КРС), устойчивы к воздействию рН от 3.0 до 9.0, повышенной температуре и ультрафиолетовым лучам. В yc-J ловиях неблагополучной фермы вирусы циркулируют среди телят] разных возрастных групп.

Наиболее часто в пробах фекалий больных телят выявляются ротавирусы, коронавирусы, парвовирусы, реовирусы и торовиру-сы, а также грибы и микоплазмы.

При вирусных диареях наряду с воспалением желудочно-ки­шечного тракта, дистрофическими и дисциркуляторными процес­сами во внутренних органах обнаруживаются структурные изменения в органах иммунной системы, которые приводят к развитию иммунодефицита [12, 27].

У переболевших диареями вирусной этиологии телят отмеча­ются мутации в хромосомах, что не позволяет максимально реали­зовать генетический потенциал продуктивности животного [5].

Из бактериальных агентов, вызывающих диарею или ослож­няющих вирусные инфекции, это патогенные эшерихии, сальмо­неллы, клостридии, цитробактерии, энтерококки, иерсинии, прови-денция, псевдомонас, кампилобактерии и другие [21, 28].

Телята, переболевшие ротавирусной или коронавирусной диареей, сильно отстают в росте, восстанавливают свою первона­чальную массу к 20-30 дневному возрасту, но потенциал роста у них еще длительное время снижен, что обуславливает потерю до 20% будущей мясной продуктивности.

Коровы, переболевшие в раннем возрасте диареей, плохо оплодотворяются, а молочная продуктивность снижена на 10-18%. У телят, полученных от таких коров, отмечаются врожденная гипот­рофия и низкая жизнеспособность.

Телята, переболевшие диареей, в дальнейшем, как правило, подвержены респираторной патологии.

Нами не установлено разницы в проявлении ротавирусной или коронавирусной диареи новорожденных телят, полученных от коров разных пород, а также условий содержания, кормления и их продуктивности.

В отличие отданных других исследователей, нами не установ­лено зависимости между количеством выживших телят и возрас­том матерей, а также числом предыдущих отелов. Заболеваемость и гибель телят, родившихся ночью, значительно превышали по­казатели по "дневным" телятам. Это связано с несвоевременной выпойкой молозива телятам, родившимся ночью. Заболеваемость новорожденных телят ротавирусной или коронавирусной диарея­ми и последующая гибель во все времена года были примерно в одинаковом соотношении к количеству телят, что указывает на отсутствие сезонности заболевания.

Важной экологической особенностью вирусов, вызывающих массовые гастроэнтериты новорожденных телят, является их спо­собность поражать значительное число гетерологичных хозяев. Так, доказана возможность экспериментального перорального за­ражения ротавирусом КРС котят и щенят, которые выделяют воз­будитель с фекалиями в течение двух недель. Ротавирус КРС был выделен из фекалий собак, бродящих на ферме. Все это подтверж­дает гипотезу о роли в развитии инфекционного процесса при ро­тавирусной инфекции обитающих на животноводческих фермах кошек и собак. Ротавирусы, выделенные от поросят, жеребят, оле­ней, цапель и детей были патогенными для новорожденных телят [16, 22]. Ротавирусом инфицируется до 95% всех детей в возрасте отЗ до 5 лет [9].

Особенностью коронавирусной инфекции является длитель­ное персистирование возбудителя в организме переболевшего животного на фоне тканевого и гуморального иммунитета без по­терь основных биологических свойств и способность индуцировать инфекцию у интактных особей. Персистирование коронавирусов у животных при бессимптомном течении инфекции служит объясне­нием способа их переживания в природе.

У крупного рогатого скота коронавирус вызывает заболе­вание, проявляющееся тремя различными клиническими сим­птомами: диареей новорожденных телят, характеризующейся нарушениями функции пищеварения; зимней дизентерии взрос­лого крупного рогатого скота, характеризующейся внезапностью, быстрым распространением среди животных в стаде, высоким уровнем заболеваемости (до 100%), сопровождающейся диареей (до 100%); респираторной патологией и резким снижением молоч­ной продуктивности; респираторной патологией у молодняка КРС, включая синдром "транспортной лихорадки" [14].

При всех клинических формах болезни возбудитель выделя­ется во внешнюю среду с истечениями из носа и фекалиями. Изо-ляты коронавируса КРС, выделенные, как при кишечной, так и при респираторной инфекциях относятся к одному серотипу.

Парвовирусная инфекция у крупного рогатого скота в основ­ном проявляется следующими клиническими симптомами:

  • диареей новорожденных телят;
  • респираторной патологией молодняка;
  • поражением органов воспроизводства, приводящим к внут­риутробной интоксикации плода [11].

На фермах с большой концентрацией животных в одном по­мещении создаются ситуации, при которых могут одновременно или последовательно циркулировать несколько возбудителей, отно­сящихся к различным таксономическим группам. Ассоциирован­ные кишечные инфекции протекают тяжелее, а уровень заболева­емости и смертности по сравнению с заболеванием вызванным одним из ассоциантов существенно выше [10,16, 23, 28].

Подтверждением этого является то, что на фермах с более низкой санитарной культурой уровень заболевания и смертности новорожденных телят выше [13].

Выше изложенное свидетельствует о сложных экологических взаимосвязях при диареях новорожденных телят. Это позволяет обсуждаемую патологию рассматривать как патологию крупного рогатого скота, клинически проявляющуюся у новорожденных те­лят.

Традиционное отнесение ротавирусной и коронавирусной инфекций новорожденных телят к факторным болезням [3] только на основании того, что указанные возбудители выделяются от "кли­нически здоровых животных" не отвечает современному опреде­лению "вирус" и "вирусные болезни". Выделение вируса от живот­ных и обнаружение в их сыворотках вирусспецифических антител свидетельствует о репликации возбудителя в клетках организма, что подтверждает развитие инфекционного процесса.

Широко используемая антибиотикотерапия диарей в боль­шинстве случаев неэффективна вследствие резистентности секун-дарной микрофлоры к применяемым лечебным препаратам.

В литературе имеются различные мнения о способах профи­лактики ротавирусной и коронавирусной инфекций как "фактор­ных" болезней [2,12,16,17].

Нами проведены исследования по выбору оптимального спо­соба борьбы и профилактики вирусных диарей новорожденных те­лят. При этом было установлено, что кормление телят молозивом от коров-матерей, ранее иммунизированных инактивированной вакциной против ротавирусной и коронавирусной инфекций поз­воляет профилактировать диареи новорожденных телят.

Список литературы

  1. Бетлинг Е.С., Шилкина Л.В./АБИО, 2004г9,17-18.
  2. Джупина СИ.// Вет. консультант, 2004,11, 3-6.
  3. Жирков И.Н./7 Ветеринария, 2001,10, 39-41.
  4. Захаров П.Г., Петров Н.И..// Профилактика и лечение болезней новорожденных телят. С.-Петербург, "Петролазер", 2001, 48 с.
  5. Клестова З.С.// Вет. мед. Украины, 1998, 5, 34-35.
  6. Зеленов А.Е.// БИО, 2002, 11,17-21.
  7. Гафаров Х.З. и др. Моно- и смешанные диареи новорожденных телят и поросят. - Казань: Изд-во ФЭН, 2002, 592 с.
  8. Коромыслов Г.Ф.//Ветеринария, 1995,8, 3-7.
  9. Малов В.А. и соавт.// Лечащий врач, 2002,11.
  10. Мищенко В.А. и соавт.// Ветеринария, 1999, 9, 20-23.
  11. Мищенко В.А. и соавт.// Ветеринария, 2000, 5,19-21.
  12. Мищенко В.А. и соавт.// Ветеринария, 2001, 5, 5-6.
  13. Мищенко В.А. и соавт.// Ветеринария, 2002,4,16-19.
  14. Мищенко В.А. и соавт.// Ветеринария, 2005,5, 21-24.
  15. Мищенко В.А. и соавт.//Научные основы производства ветери­нарных и биологических препаратов, Щелково, 2005,143-148.
  16. Онуфриев В.П. и соавт.// Вет. мед.: экономические, социальные и экологические проблемы, Харьков, 1990, 209.
  17. Миськевич СВ., Скибицкий В.Т.// .// Вет. мед. Украины, 2001, 10,
  18. Пономарев А.П., Мищенко В.А. Электронная микроскопия виру­сов животных и некоторых условно-патогенных микроорганизмов, Владимир, Фолиант, 2005,106 с.
  19. Сидоров М.А., Субботин ВВ.// Ветеринария, 1998, 1, 3-7.
  20. Соколова Н.Л. Коронавирусный энтерит новорожденных телят. М.: ВАСХНИЛ, 1990, 60 с.
  21. Субботин В.В., Сидоров МАМ Ветеринария, 2001, 4, 3-7.
  22. Сюрин В.Н. и соавт. Вирусные болезни животных. М. 1998.
  23. Терехов В.И..//Труды ВИЭВ, 1999, 179-182.
  24. Федоров Ю.Н.// Ветеринария, 1996,11, 3-6. 25.Федоров Ю.Н.// Ветинформ, 2002,1,16-17.
  25. Федоров Ю.Н.// Современная вет. защита высокопродуктивных коров. Воронеж, 2005, 27-29.
  26. Урбанович П., Потапенко А. // Вет. мед. Украины, 1999,10, 10-11.Ушкалов В. // Животноводство Украины, 1997, 7,19-20

 

2011 © Ветеринария Кубани Разработка сайта - Интернет-Имидж