rus eng
Архив номеров / Номер 5, 2008 год Распечатать

Эффективность примения микроэлементов для коррекции нарушения обмена веществ у коров

А.И. Белоусов, аспирант
Л.В. Валова, кандидат биологических наук
ГНУ Уральский научно-исследовательский ветеринарный
институт РАСХН ФГОУВПО Уральская государственная
сельскохозяйственная академия

В последние годы особенно резко изменилось со­стояние здоровья продуктивных животных. У них регистрируют массовые заболевания органов воспроизводства, желудочно-кишечного и респираторного трактов, сократились сроки хозяйственного использования, снизилась продуктивность (1).

Высокая продуктивность связана с интенсивным об­меном веществ, для поддержания которого необходимо поступление в организм в строго определенных количест­вах и в оптимальном соотношении всех элементов питания. При недостатке или избытке даже одного из них наступает дисбаланс, что ведет к различным нарушениям. Очень важ­ная роль в сохранении продуктивного здоровья животных принадлежит микроэлементам. Особенно быстро реагиру­ют на недостаток микроэлементов высокопродуктивные животные. Микроэлементы влияют на обеспеченность ор­ганизма витаминами. Дефицит микроэлементов приводит к снижению микробиального синтеза витаминов и белков рубцовой микрофлорой. Глубокие расстройства функций эндокринной системы, нарушение обмена нуклеиновых кислот, синтеза ферментов, активности витаминов в орга­низме продуктивных животных приводят к нарушению всех видов обмена веществ. Нарушается синтез глюкозы и гли­когена, происходит усиленных распад жиров, в организме накапливаются недоокисленные продукты обмена - мо­лочная, пировиноградная, ацетоуксусная, В- оксимасляная кислоты, ацетон (2).

Для разработки лечеб­нопрофилактических ме­роприятий было проведено две серии научно-производс­твенных опытов. Мероприятия про­водились в зимний стойловый пери­од. Учет эффективности проводился в сравнительном аспекте по результатам исследования коров опытной и контрольной

Микроэлементы оказывают непосредственное влияние на обмен минеральных веществ. При дефиците меди, цинка, мар­ганца значительно понижается содержание кальция и фосфора и происходит рассасывание костной ткани, хотя уровень неорганическуого кальция и фосфора в крови остаётся нормальным а иногда даже повышенным.

Первый опыт проводился на двух группах сухостой­ных коров по 20 голов в каждой. Коровы опытной группы дополнительно к рациону за 60 дней до отела и 50 дней после получали комплекс дефицитных микроэлементов. Вторая группа служила контролем и получала хозяйствен­ный рацион.

Эффективность использования микроэлементов оце­нивали по результатам регулярного клинического обследо­вания и трехкратного исследования крови и мочи. Учиты­валось состояние новорожденных телят, их заболеваемость и сохранность в постнатальный период. У коров учитывали продолжительность сервис - периода, кратность осемене­ния, гинекологические заболевания в послеродовой пери­од. Исследование крови и мочи проводилось через равные промежутки времени, первое исследование перед началом эксперимента.

Клиническое состояние коров опытной и контрольной группы до начала эксперимента было одинаковым и не имело существенных различий. Коровы имели хорошую упитанность, хороший аппетит. Основные физиологичес­кие показатели соответствовали принятой норме. При этом У всех коров были отмечены признаки йодной и ми­неральной недостаточности. У отдельных животных наблюдался характерный рост длинных волос в лобной части в виде челок. Нарушение минерального обмена сопровож­далось остеолизисом хвостовых позвонков, укорочением и лизисом последней пары ребер, нарушением роста ко­пытного рога и изменением формы копытец. У всех коров были отмечены изменения состояния резцовых зубов. Зубы удерживались не прочно, качались при лёгком надавлива­нии. Эмаль зубов покрыта тёмным налётом. У двух коров от­мечены случаи отсутствия крайних резцовых зубов. Ради-спектральный анализ кормов показал повышенное со­держание меди, железа и цинка, наблюдался дефицит йода,
селена и магния.

В обеих группах у коров перед началом эксперимента наблюдались сходные изменения. У всех коров имело мес­то низкое содержание гемоглобина, у коров опытной группы данный показатель ниже физиологической нормы. Количес­тво общего белка было довольно высоким, в опытной груп­пе на 3,8 % превышало физиологическую норму. При этом у отдельно взятых животных количество общего белка изме­нялось в довольно широких пределах от низких до высоких показателей. Существенные изменения были отмечены в соотношении белковых фракций крови. Как в опытной, так и в контрольной группе было снижено количество альбуми­нов на 37,2 и на 56,3 % соответственно.

Количество бетаглобулинов, напротив, увеличено на 85,4 % в опытной и на 83,3 % в контрольной группе. Количество альфа-глобу­линов на 3,4 % снижено в опытной и на 21,9 % увеличено в контрольной группе. Количество гамма-глобулинов в обеих группах соответствовало физиологическим параметрам.

Содержание неорганического фосфора и общего кальция соответствовало нижней границе физиологической нормы. Содержание магния в сыворотке крови было ниже физиоло­гической нормы в обеих группах.

Повторное исследование коров было проведено на последнем месяце стельности. В биохимическом составе крови и морфологических показателях произошли опре­делённые изменения. В опытной группе на 4,3 % возросло количество гемоглобина, на 11,1 % увеличилось число лей­коцитов. Количество общего белка в среднем по опытной группе уменьшилось на 6,3 % и стало соответствовать по­казателям физиологической нормы. Наметилась тенденция к нормализации белкового состава крови. На 12 % увели­чилось количество альбуминов. Изменилось соотношение и других белковых фракций. На 3,9 % увеличилось количество альфа- глобулинов, на 5,9 % бета- глобулинов. Количество гамма- глобулинов снизилось на 19, 8 %. Также в опытной группе произошло снижение неорганического фосфора на 19,4 % и увеличение общего кальция на 10,4 %.

У коров контрольной группы, которые содержались на хозяйствен­ном рационе, произошло снижение содержания гемоглоби­на и эритроцитов. На 2,7 % возросло количество общего белка. При этом средний показатель количества общего белка по контрольной группе превысил физиологический показатель. Увеличение количества белка сопровождалось резкими изменениями в соотношении белковых фракций крови. На 76,6 % в этой группе возросло количество аль­буминов, одновременно произошло снижение всех других белковых фракций крови. На 39,1 % снизилось количест­во альфа - глобулинов, на 8 % бета- глобулинов и на 2,7 % уменьшилось количество гамма- глобулинов. На 11,5 % в контрольной группе возросло количество общего кальция. Количество общего магния продолжило снижаться и умень­шилось по сравнению с предыдущим исследованием на 2,8 %. В результате произошедших изменений между контроль­ной и опытной группой установлена достоверная разница (Р<0,05) по содержанию в сыворотке крови общего белка, гамма- глобулинов и неорганического фосфора.. В контроль­ной группе данные показатели были достоверно выше.

Регулярные клинические наблюдения за коровами контрольной и опытной групп в течение стойлового пери­ода свидетельствовали, что у коров, получающих микро­элементы, клиническое состояние на протяжении периода наблюдения оставалось более стабильным, чем у коров контрольной группы. Отмеченные ранее признаки йодной недостаточности и нарушения минерального обмена у ко­ров опытной группы на протяжении стойлового периода сохранялись, но при этом не прогрессировали, как в конт­рольной группе. У коров опытной группы отмечено улучше­ние состояние шерстного покрова. Он стал более ровным, прекратился рост длинных волос на голове.

Состояние коров контрольной группы, которые содер­жались на хозяйственных рационах и не получали микро­элементов, на протяжении стойлового периода постепенно ухудшалось. Признаки йодной и минеральной недостаточ­ности у коров прогрессировали ближе к отелу. При этом у коров развивался комплекс взаимосвязанных клинических признаков. При пальпации у всех коров контрольной груп­пы отмечалось увеличение размеров щитовидной железы. У одной коровы контрольной группы сразу после отела в области гортани образовался незначительный отек мягких тканей. Доли щитовидной железы увеличены до размеров куриного яйца.

Признаки йодной недостаточности сопро­вождались также нарушением линьки. При этом волосяной покров был неравномерным. На шее и в области холки у многих коров наблюдались алопеции и расчесы кожи. У 20 % коров было установлено учащение дыхания и тахикар­дия, иногда с акцентом первого сердечного тона. У 20 % коров наблюдалась гипотония преджелудков, у 28 % коров установлено увеличение границ печени и болезненность органа. К концу стойлового периода у коров существенно ухудшилось состояние костяка. В период глубокой стельнос­ти и ближе к отелу у 40 % коров отмечалось искривление позвоночника в форме лордоза. Нарушение роста копытно­го рога, чрезмерное отрастание или искривление копытец сопровождалось нарушением постановки конечностей и нарушением походки. В некоторых случаях у коров появля­лась болезненность костяка, щелчки и хруст в суставах. Все указанные признаки ярче проявлялись у коров в состоянии глубокой стельности и у новотельных коров.

Максимальная эффективность животноводства воз­можна только при условии, если генетически обусловленная продуктивная способность организма, специфическая для каждого вида технология кормления, содержания и исполь­зования будут приведены в наиболее полное соответствие. Передовой опыт свидетельствует, что при полноценном корг млении по мере роста продуктивности повышается оплата корма, снижается себестоимость молока и затраты труда на единицу продукции. Руководители хозяйств, специалисты не должны ориентироваться на адаптацию животных к дефи­циту микроэлементов, а полностью обеспечивать животное этими биологически важными элементами питания, что позволит предупредить появление нарушения обменных процессов.

Литература

  1. Смирнов, A.M. Новые методы исследований по проблемам ветеринарной медицины Часть 3 Методы исследований по пробле­мам незаразной патологии у продуктивных животных: научное изда­ние/ A.M. Смирнов, СВ. Шабунин, М.И. Рецкий и др. -Москва: РАСХН, 2007 г.~ 418 с.
  2. Самохин, В.Т. Профилактика нарушений обмена микроэле­ментов у животных (Издание 2-е дополненное) / В.Т. Самохин.- Воро­неж: Воронежский государственный университет, 2003 Г.-136 с.

 

2011 © Ветеринария Кубани Разработка сайта - Интернет-Имидж