rus eng
Архив номеров / Номер 4, 2020 год Распечатать

Регистрация бешенства у животных в Краснодарском крае

УДК 619:578.42
DOI 10.33861/2071-8020-2020-4-3-4

Бобров В.А., Забашта С.Н. Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет
имени И. Т. Трубилина», г. Краснодар
Кривонос Р.А. департамент ветеринарии Краснодарского края, г. Краснодар
Черных О.Ю. ГБУ КК «Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория», г. Кропоткин
Чернов А.Н. ФГОУ ДПОС «Краснодарский региональный институт агробизнеса», г. Краснодар

Введение. Бешенство остается постоянной угрозой для человечества во многих частях мира. Вместе с тем, по данным ряда авторов [1, 2, 3, 4, 5], научно-обоснованные противоэпизоотические мероприятия должны основываться на особенностях региональной эпизоотологии этого зооантропоноза.

В связи с вышеизложенным, целью исследований явилось проведение анализа удельной заболеваемости бешенством в Краснодарском крае.

Материал и методы исследований. Изучение эпизоотологических и статистических данных по Краснодарскому краю проводили с использованием отчетных данных ГБУ КК «Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория». Постановку диагноза на бешенство осуществляли с использованием наборов препаратов для диагностики бешенства: Флуоресцирующего антирабического глобулина (ФАГ) для обнаружения антигена вируса бешенства, № ПВР-1-4.9/00196, Набора препаратов для лабораторной диагностики бешенства животных методом ИФА, № ПВР-1-1.9/00261.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ показал, что за период с 2010 по 2019 годы бешенство зарегистрировано у 84 животных, из них на долю сельскохозяйственных животных от общего количества зараженных приходилось 11,9% (10 голов), диких - 25% (21 голов), домашних (собак, кошек) - 63,1% (53 голов).

Анализ распределения заболеваемости бешенством животных в Краснодарском крае за период с 2010 по 2019 годы показал, что заболевание регистрировалось у 13 видов животных, в частности: у собак - 25 случаев, кошек - 24, лисиц - 13, крупного рогатого скота - 7, крыс - 2, коз - 2 (рисунок 1).

Рис. 1. Удельная заболеваемость животных разных видов бешенством за период с 2010 по 2019 годы

Единичные случаи заболевания за указанный период отмечены у ондатры, осла, енота, енотовидной собаки, куницы, хорька и шакала.

Из полученных данных следует отметить, что несмотря на обширный круг животных, втянутых в эпизоотический процесс рабической инфекции в Краснодарском крае, собаки, кошки, лисицы занимают главную роль в резервации и распространении инфекции, на долю которых среди заболевших животных за указанный период приходится 78,6%. От общего количества зарегистрированных случаев 15,5% приходится на лисиц, что свидетельствует о природной очаговости заболевания, наряду с проявлением заболевания в урбанистической форме.

В то же время необходимо отметить всеядность лисицы, которая обуславливает общность её кормовой базы с другими мелкими хищниками. Частота взаимных контактов на пищевой основе определяет возможность вовлечения этих хищников (ондатры, осла, енота, енотовидной собаки, куницы, хорька, шакала) в эпизоотию бешенства, протекающую среди лисиц. Кроме того, нередко лисицы используют норы, вырытые другими животными (сурками, барсуками), приспосабливая их к своим потребностям, что активизирует их эпизоотологически значимые контакты с животными других видов. Другие дикие хищники, такие как барсуки, куницы, рыси, по-видимому, не поддерживают в своих популяциях бешенство при отсутствии болезни у основного хозяина, но они могут играть важную роль наряду с лисицей в передаче болезни диким травоядным животным, домашним животным и человеку. В то же время источниками и распространителями инфекции являются также бродячие и безнадзорные собаки и кошки, которые занимают значительное место среди общего количества заболевших животных.

При этом сельскохозяйственные животные (8,3% от общего количества зараженных животных) являются биологическим тупиком для данной инфекции.

Распространению бешенства в популяции лисиц способствует та особенность клинического течения болезни, что начальный период заболевания у них обычно характеризуется повышенной возбудимостью и агрессивностью. Вплоть до наступления параличей или парезов, поражающих животных обычно во второй половине клинически выраженного периода, лисицы ведут себя крайне агрессивно, при всяком внешнем раздражении приступ ярости усиливается. Поведение бешеных лисиц отличается отсутствием боязни человека: они могут появляться днём на дорогах и улицах, даже проникать в дома, бродить в окружении домашних животных. Без каких-либо видимых провоцирующих обстоятельств больные лисицы могут набрасываться на сельскохозяйственных животных, собак и людей, приводя в конечном итоге к летальному исходу.

Заключение. Установлена удельная заболеваемость бешенства у животных разных видов. Основным источником и распространителем бешенства в Краснодарском крае являются собаки, кошки и лисицы, на долю которых среди заболевших животных за указанный период приходится 78,6%. От общего количества зарегистрированных случаев 15,5% приходится на лисиц, что свидетельствует о природной очаговости заболевания, наряду с проявлением заболевания в урбанистической форме. Знание удельной заболеваемости животных бешенством является важным аспектом при разработке и проведении комплекса противоэпизоотических мероприятий.

Список литературы:

  1. Авилов В.М., Гусев А.А., Савин А.В. Эпизоотическое состояние и эффективность проводимых мероприятий против бешенства животных в России// Ветеринария. - 2002. - № 6. - С. 3-6.
  2. Бурдов Г.Н., Явкин С.Г., Чернов А.Н., Марасинская Е.И., Бурдов Л.Г. Эпизоотологический анализ, мероприятия по профилактике и ликвидации бешенства животных в Удмуртской Республике// Ветеринария. - 2017. - № 3. - С. 3-10.
  3. Ведерников В.А., Балдина Н.С. Краткая характеристика обстановки по бешенству животных, сложившейся в России в октябре 2010 года. Краткая характеристика эпизоотической ситуации по бешенству, сложившейся в октябре 2010 года в Центральном экономическом районе России// Ветеринарная жизнь. - 2010. - № 23. - С. 2.
  4. Иванов А.В., Хисматуллина Н.А., Гулюкин А.М. Эпизоотологический и иммунологический надзор за бешенством// Ветеринарный врач. - Казань, 2010. - № 4 (17). - С. 3-6.
  5. Хисматуллина Н.А., Юсупов Р.Х., Янбарисова С.Р., Савицкая Т.А. Иммунологический мониторинг бешенства// Ветеринарный врач. - Казань, 2004. -№ 1 (17). - С. 45-53.

Резюме. Бешенство остается постоянной угрозой для человечества во многих частях мира. Вместе с тем научно-обоснованные противоэпизоотические мероприятия должны основываться на особенностях региональной эпизоотологии этого зооантропоноза. Авторами изучены эпизоотологические и статистические отчетные данные ГБУ КК «Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория», представлен анализ регистрации бешенства у животных на территории Краснодарского края. Из полученных данных следует отметить, что несмотря на обширный круг животных, втянутых в эпизоотический процесс рабической инфекции в Краснодарском крае, собаки, кошки, лисицы занимают главную роль в резервации и распространении инфекции, на долю которых среди заболевших животных за указанный период приходится 78,6%. От общего количества зарегистрированных случаев 15,5% приходится на лисиц, что свидетельствует о природной очаговости заболевания, наряду с проявлением заболевания в урбанистической форме. В то же время источниками и распространителями инфекции являются также бродячие и безнадзорные собаки и кошки, которые занимают значительное место среди общего количества заболевших животных. При этом сельскохозяйственные животные (8,3% от общего количества зараженных животных) являются биологическим тупиком для данной инфекции. Единичные случаи заболевания отмечены у ондатры, осла, енота, енотовидной собаки, куницы, хорька и шакала. Авторами также установлена удельная заболеваемость разных видов животных при рабической инфекции, которая является важным аспектом при разработке и проведении комплекса противоэпизоотических мероприятий.

Ключевые слова: бешенство, зооантропоноз, заболеваемость животных бешенством, лабораторная диагностика бешенства, Краснодарский край, комплекс противоэпизоотических мероприятий, природная очаговость бешенства, сельскохозяйственные животные, регистрация бешенства, удельная заболеваемость, эпизоотология, эпизоотический процесс.

Сведения об авторах:

Забашта Сергей Николаевич, доктор ветеринарных наук, профессор, заведующий кафедрой паразитологии, ветсанэкспертизы и зоогигиены Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина»; 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13.

Кривонос Роман Анатольевич, кандидат ветеринарных наук, руководитель департамента ветеринарии Краснодарского края, 350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 36; тел.: 8-861-2622869; e-mail: uv@krasnodar.ru.

Черных Олег Юрьевич, доктор ветеринарных наук, директор ГБУ КК «Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория»; 352380, г. Кропоткин, ул. Красноармейская, 303; тел.: 8-918-4956659; e-mail: gukkvl50@kubanvet.ru.

Чернов Альберт Николаевич, доктор биологических наук, сотрудник ФГОУ ДПОС «Краснодарский региональный институт агробизнеса»; 350061, г. Краснодар, ул. им. Мачуги В.Н., 78.

Ответственный за переписку с редакцией: Бобров Вадим Алексеевич, аспирант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина»; 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13; тел.: 8-918-4911900; e-mail: bobrov_vadim@rambler.ru.

 

2011 © Ветеринария Кубани Разработка сайта - Интернет-Имидж