rus eng
Архив номеров / Номер 4, 2016 год Распечатать

Обзор эпизоотической ситуации по бешенству в Российской Федерации за период с 1991 по 2015 годы

УДК 619:616.98:578.824.11

Шабейкин А.А., Гулюкин А.М., Зайкова О.Н. ФГБНУ ВИЭВ им. Я.Р. Коваленко, г. Москва

Среди зооантропонозных заболеваний, регистрирующихся в настоящее время в нашей стране, бешенство животных занимает лидирующие позиции по числу ежегодно выявляемых неблагополучных пунктов. Вирус классического бешенства, бушующий в нашей стране, может поражать всех млекопитающих и в случае развития заболевания всегда убивает свою жертву, чем представляет огромную опасность для человека, домашних и сельскохозяйственных животных.

За последние 25 лет бешенство в Российской Федерации регистрировалось на стабильно высоком уровне и охватывало значительную часть территории страны.

Согласно официальной статистике, за этот период в Российской Федерации заболело 75 890 животных в 58 554 неблагополучных пунктах. В среднем за год число выявленных очагов болезни составляло около 2 340, но этот показатель за каждый конкретный год был подвержен сильным колебаниям. Минимальное значение наблюдалось в 1994 году и составило 550 очагов бешенства, тогда как максимальное распространение эпизоотии было отмечено в 2007 году, когда бешенство было обнаружено в 4 562 очагах (рисунок 1). При этом изменение показателей заболеваемости бешенством часто происходило скачкообразно, показывая более чем двукратный рост или падение часто даже на следующий год.

В последние годы в Российской Федерации преимущественно регистрируется природный тип бешенства [1, 2, 8, 9], что предопределяет основные особенности течения эпизоотий и видовой состав заболевших животных (рисунок 1).

Рис. 1. Распределение случаев заболевания бешенством по группам животных в Российской Федерации за 1991 - 2015 годы

Наблюдаемый характер территориального распространения, сезонность и цикличность вспышек болезни, связаны с численностью, ареалом обитания, биологическими и поведенческими особенностями животных, являющихся резервуарами рабического вируса. Основные резерванты бешенства на территории России - дикие псовые, преимущественно лисы (более 90% от всех зарегистрированных случаев бешенства в дикой природе). На втором месте по эпизоотической значимости идут енотовидные собаки и их роль постоянно увеличивается [2]. В тундровой зоне основными распространителями бешенства являются песцы. Относительно незначительно, но регулярно поступают сведения о случаях заболеваний волков, шакалов, степной лисицы - корсака [4, 5, 7].

При анализе линий тренда на графике рисунка 2, можно отметить, что кроме цикличных колебаний, динамика выявления случаев бешенства находилась под влиянием дополнительных долговременных факторов, влияющих на повышение или снижение напряженности эпизоотической ситуации.

После развала СССР в условиях серьезных экономических проблем происходило значительное сокращение отлаженных программ профилактических мероприятий против бешенства (регуляция численности лисиц охотничьими методами, массовая вакцинация домашних и сельскохозяйственных животных, борьба с бродяжничеством собак), что в результате сформировало устойчивый тренд на увеличение числа случаев бешенства [4]. Ухудшение эпизоотической ситуации началось в конце 1994 года, в наибольшей степени затронув районы Центрального Черноземья, Поволжского региона и Урала, к которым впоследствии активно стали присоединяться районы Центрального региона.

После стабилизации экономической ситуации и улучшения качества проведения противоэпизоотических мероприятий, динамика выявления числа случаев заболеваний сменила направленность и, как видно на рисунке 2, с 2008 года количество выявляемых неблагополучных пунктов постепенно начало снижаться. Однако, полное возрождение методов борьбы с бешенством, использовавшихся ранее, было уже невозможно. Прежде всего, происходившее в последние годы уменьшение промысловой ценности меха лисицы и развал охотничьих хозяйств значительно усложнили возможность регулирования численности диких хищников охотничьими методами. Начиная с 1998 года, в Российской Федерации была предпринята попытка перенять успешный опыт Западной Европы по оральной иммунизации диких животных. Количество используемых доз вакцины и зона её применения с течением времени периодически менялись. В начале программы использовали 900 тыс. доз вакцины в 22 субъектах страны, далее в 2004 году было сокращение до ежегодных 272 тыс. доз, а максимум был достигнут в 2012 году и составил 20,3 млн. доз с охватом территории 51 субъекта. Но, впоследствии, программа иммунизации диких плотоядных опять стала сокращаться, и в 2014 году было использовано только 4,5 млн. доз вакцины, с охватом территории 21 субъекта [1]. Как показало время, реальный эффект от этой программы был значительно меньше ожидаемого. Причин слабой отдачи от оральной вакцинации диких хищников видимо много, но к основным можно отнести чрезвычайно огромную площадь ареала обитания животных-резервантов, быстрое обновление их поголовья, обширное развитие эпизоотии, как на территории страны, так и у ближайших соседей. Масштаб проблемы природного бешенства в Российской Федерации оказался несоизмерим с задачами, которые пришлось ранее решать Западной Европе.

Рис. 2. Динамика выявления очагов и случаев бешенства на территории Российской Федерации за 1991 - 2015 годы

Удельный вес различных видов животных, заболевших бешенством, за последние 25 лет значительно изменился. Если в первое пятилетие преобладали случаи заболевания крупного рогатого скота, то в дальнейшем, устойчивое лидерство переходит к диким животным (рисунок 3). В последние 15 лет бешенство лисиц стало доминирующим, предопределяя общую ситуацию в стране и одновременно провоцируя синхронные колебания заболеваемости среди других видов. Стремительное сокращение поголовья крупного рогатого скота в России в 90-е годы и противоположная динамика в численности диких хищников и домашних плотоядных [7] по большей мере объясняют данную тенденцию на смену видового участия, но параллельно, в этот период, происходило изменение в подходе самой ветеринарной службы к оценке эпизоотической ситуации. Сельскохозяйственные животные являются тупиком в цепочке передачи вируса и выступают в качестве яркого, но пассивного индикатора эпизоотий, протекающих в дикой природе. Бешенство крупного рогатого скота является хорошо видимой верхушкой айсберга и в случае, когда эти данные единственные или данных о заболеваемости других видов животных мало, то данная ситуация показывает на отсутствие полноценных мониторинговых исследований в дикой природе. В последние годы происходило увеличение числа мониторинговых исследований в дикой природе, что послужило дополнительным, но очень существенным фактором, обеспечившим взрывной характер роста статистики по бешенству лисиц. К сожалению, мониторинговые исследования в различных регионах страны проводятся на принципиально разных уровнях, что значительно затрудняет объективную интерпретацию поступающих данных.

Рис. 3. Динамика выявления случаев бешенства среди животных разных видов на территории Российской Федерации за 1991 - 2015 годы

Рис. 4. Европейский ареал бешенства по данным RABIES BULLETIN EUROPE

На территорию Российской Федерации распространяется обширный ареал эпизоотии природного бешенства, укоренившегося в степной и лесостепной зонах Восточной Европы. Это во многом является предопределяющим фактором, объясняющим характер территориального распределения болезни. На рисунке 4 показаны картосхемы, отражающие локализацию случаев бешенства в периоды цикличного подъема эпизоотий. Для сравнения был выбран первый значительный скачок заболеваемости, который пришелся на 1998 год (рисунок 2, 3), точка максимума в 1997 году и последний подъем в 2014-2015 гг. На картосхемах приведены суммарные данные за два года для отражения границ ареала с охватом периода начала и последующего продвижения эпизоотической волны. Экстремальный пик, связанный с гибелью северных оленей в 1992 году, не рассматривался, так как этот случай не является системным. Все данные за этот период по Российской Федерации были предоставлены и опубликованы в рамках сотрудничества в RABIES BULLETIN EUROPE лабораторией эпизоотологии ФГБНУ ВИЭВ по материалам Департамента ветеринарии [10].

Рассматривая характер территориального распределения очагов бешенства в нашей стране, можно отметить, что за весь 25-ти летний период наивысшая интенсивность эпизоотического процесса приходилась на субъекты Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов [1, 2, 5, 7]. В Уральском и Сибирском округах интенсивность эпизоотического процесса также наблюдалась на высоком уровне, но была несколько ниже.

Фокус зон наибольшей плотности эпизоотических очагов постоянно смещался, что было заметно даже в период одного цикличного подъема заболеваемости и связано с отличиями в ритмике эпизоотии в различных регионах [4].

Сравнивая ареал бешенства в 1998 и 2015 годах, можно отметить его значительное расширение за счет вовлечения новых областей по северному периметру (рисунок 5, 6).

К сожалению, очень сложно определить истинную причину этого явления и пока не понятно, что в итоге оказало большее влияние: увеличение плотности популяции животных, являющихся резервуаром вируса, продвижение эпизоотической волны на новые территории или рост поступления статистических данных был обусловлен увеличением мониторинговых исследований в дикой природе.

Рис. 5. Число случаев заболевания бешенства животных, выявленных в регионах Российской Федерации в 1998 году

Рис. 6. Число случаев заболевания бешенства животных, выявленных в регионах Российской Федерации в 2015 году

Заключение. Эпизоотическая ситуация в Российской Федерации на протяжении периода с 1991 по 2015 год была стабильно напряженной. Учитывая размеры ареала болезни, охватывающего большую часть регионов страны, можно констатировать отсутствие реальной возможности добиться полного искоренения эпизоотии в ближайшей и средне-отдаленной перспективе. В сложившихся условиях оптимальным направлением противоэпизоотических мероприятий является более тщательное проведение ежегодной антирабической вакцинации домашних плотоядных при одновременной жесткой регуляции численности безнадзорных животных. В программе оральной вакцинации диких плотоядных, видимо, более рациональным будет переход к созданию зональной иммунной защиты вокруг крупных населенных пунктов для уменьшения эпидемиологического риска. В дальнейшем, при появлении дополнительных материальных ресурсов, эти зоны всегда можно будет расширить, переходя к стратегии постепенного выдавливания.

Список литературы.

  1. Авилов В.М. Эпизоотическая ситуация по бешенству в Российской Федерации. / В.М. Авилов, О.В. Козыренко, А.Г Лучкин, А.А. Гусев, В.А. Бабак // Сборник: Mатериалы международного агробиотехнологического симпозиума, посвященного 80-летию члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ Сочнева В.В. "150 инноваций совершенствования ветеринарного обеспечения сельских и городских территорий". Нижний Новгород. ВПО ФГБОУ "Нижегородская ГСХА". 2016. С. 93-109.
  2. Апалькин В.А. Бешенство животных в России. Особенности современной эпизоотической обстановки. / В. А. Апалькин, В. А. Ведерников, И. В. Балди-на и др. // Ветеринария. 2004. № 12. С. 3-7.
  3. Ведерников В.А. Обзор эпизоотической ситуации бешенства в Российской Федерации в 2007 году и I полугодии 2008 года. Ориентировочный прогноз изменений эпизоотической обстановки. / В.А. Ведерников, И.В. Балдина, М.И. Гулюкин, С.А. Прыгина, A.M. Гулюкин и др. // Oтчет о НИР. Российская академия сельскохозяйственных наук, Москва, 2008.
  4. Ведерников В.А. Обзор эпизоотической ситуации бешенства в Российской Федерации в 2000 Г. и прогноз на 2001 г./ В.А. Ведерников, А.А. Шабей-кин, А.А. Харкевич, А.М. Гулюкин и др. // Ветеринарная патология. 2002. № 1. С. 52-58.
  5. Полещук Е.М. Бешенство в Российской Федерации / Е.М. Полещук, ГН. Сидоров, Д.Г. Сидорова, Н.М. Колычев.// Информационно-аналитический бюллетень // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГУН Омский научно-исследовательский институт природноочаговых инфекций; ФГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет. Омск, 2009.
  6. Полещук Е.М. Бешенство в Российской Федерации / Е.М. Полещук, ГН. Сидоров, Е.С. Березина // Информационно-аналитический бюллетень, Омск, 2013.
  7. Хадарцев О.С. Бешенство в Российской Федерации в 2000-2005 годах. / О.С. Хадарцев, Ю.М. Федоров, Н.Я. Жилина и др.// Информационный бюллетень, Москва, 2006
  8. Herwijnen R.V. Обзор эпизоотической ситуации бешенства, сложившейся в Российской Федерации в 2014 году / R.V. Herwijnen, А.А. Шабейкин, А.М. Гулюкин и др.//Ветеринария и кормление. 2015. № 2. С. 19-23.
  9. Vedernikov V.A., Sedov V.A. Summary of Rabies in the Russian Federation - Particularities of the Present Situation // RABIES BULLETIN EUROPE Volume 23/ No 4 Quarter 4, 1999. p.13-15.
  10. http://www.who-rabies-bulletin.org/

Резюме. Ареал бешенства в Российской Федерации все последние годы охватывал большую часть регионов страны. Число заболевших животных и расположение неблагополучных пунктов постоянно и значительно меняются, но все эти колебания в большинстве случаев происходили по закономерным причинам, исследование которых позволяет лучше понять механизмы развития эпизоотии. Среди зооантропонозных заболеваний, регистрирующихся в настоящее время в России, бешенство животных занимает лидирующие позиции по числу ежегодно выявляемых неблагополучных пунктов. С 1991 по 2015 годы бешенство в Российской Федерации регистрировалось на стабильно высоком уровне и охватывало значительную часть территории страны, наивысшая интенсивность эпизоотического процесса приходилась на субъекты Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов. В последние годы в Российской Федерации преимущественно регистрируется природный тип бешенства. Наблюдаемый характер территориального распространения, сезонность и цикличность вспышек болезни, связаны с численностью, ареалом обитания, биологическими и поведенческими особенностями животных, являющихся резервуарами рабического вируса. Основные резерванты бешенства на территории России - дикие псовые, преимущественно лисы, енотовидные собаки, песцы, волки, шакалы, корсаки. Начиная с 1998 года в Российской Федерации была предпринята попытка перенять успешный опыт Западной Европы по оральной иммунизации диких животных, но реальный эффект от этой программы был значительно меньше ожидаемого. Причинами стали чрезвычайно огромная площадь ареала обитания животных-резервантов, быстрое обновление их поголовья, обширное развитие эпизоотии как на территории страны, так и государств - ближайших соседей. В сложившихся условиях оптимальным направлением противоэпизоотических мероприятий является тщательное проведение ежегодной антирабической вакцинации домашних плотоядных при одновременной жесткой регуляции численности безнадзорных животных. В программе оральной вакцинации диких плотоядных более рациональным будет переход к созданию зональной иммунной защиты вокруг крупных населенных пунктов для уменьшения эпидемиологического риска.

Ключевые слова: бешенство, эпизоотия, природный тип бешенства, жи-вотные-резерванты, лисица, оральная иммунизация, антирабическая вакцинация, эпидемиологические риски, противоэпизоотические мероприятия.

Сведения об авторах:

Шабейкин Александр Александрович, кандидат ветеринарных наук, заведующий лабораторией эпизоотологии ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени Я.Р. Коваленко"; 109428, г. Москва, Рязанский проспект, д. 24, корп. 1; тел.: 8(495)9700367; e-mail: admin@viev.ru.

Зайкова Ольга Николаевна, научный сотрудник лаборатории эпизоотологии ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени Я.Р. Коваленко"; 109428, г. Москва, Рязанский проспект, д. 24, корп. 1; тел.: 8(495)9700367; e-mail: admin@viev.ru.

Ответственный за переписку с редакцией: Гулюкин Алексей Михайлович, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории эпизоотологии, заместитель директора по инновационной работе ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени Я.Р. Коваленко"; 109428, г. Москва, Рязанский проспект, д. 24, корп. 1; тел.: 8(495)9700367; e-mail: admin@viev.ru.

 

2011 © Ветеринария Кубани Разработка сайта - Интернет-Имидж