rus eng
Архив номеров / Номер 3, 2009 год Распечатать

Эпизоотическая роль диких животных при лептоспирозе на Северном Кавказе

И.А. Болоцкий, доктор ветеринарных наук 
В.И. Семенцов, кандидат ветеринарных наук
С.В
. Пруцаков, кандидат ветеринарных наук
А.К. Васильев, кандидат ветеринарных наук.
Краснодарский НИВИ
А.В. Пахомов, ветеринарный врач п. Псебай, Мостовской район

Лептоспироз как опасный зооантропоноз поражает всех теплокровных животных и человека, до насто­ящего времени остается проблемой, наносит животноводству ущерб и несет явную социальную угрозу. Это явилось основанием для проведения плановых на государс­твенном уровне многолетних научных исследований по теме: "Проведение постоянного эпизоотического мониторинга 7 ос­новных зооантропонозов, в том числе и при лептоспирозе".

За период с 1970 по 2005 годы нами проведены лабора­торные исследования материала на лептоспироз крупных и мел­ких диких животных, собранного в зоне Северного Кавказа.

В своей работе мы использовали серологический и бак­териологический методы исследования на лептоспироз по об­щепринятым методам. РМА ставили с антигенами лептоспир 13 серологических групп. Титры антител 1:40 и выше у диких животных мы принимали за положительные.

За указанный период нами исследовано серологически - 1796 проб, бактериологически - 688 проб материала, из них от 12 видов крупных и 4 видов мелких животных. От крупных животных исследовано 466 проб материала, а именно от зайцев, лисиц, кабанов, барсуков, волков, медведей, зубров, кавказских оленей, серн, косуль, туров, сайгаков. Из исследо­ванных проб - 197 (10,9%) дали положительные серологичес­кие реакции с 10 группами лептоспир, выделено 4 культуры лептоспир.

Положительные РМА с редкими серогруппами лептоспир (Bataviae, Aystralis, Autumnalis, Ballum у крупных диких живот­ных, а у мелких еще и с Javanica, Pirogenenes, Cynopteri) соста­вили 5-6%, ни одной культуры данных серогрупп не выделили. Поэтому мы посчитали, что они не играют существенной роли в эпизоотическом процессе лептоспироза.

Наибольший процент реагирующих отмечен у хищников: лисиц -18,2%, барсуков - 22,9%, волков - 19,0% и всеядных - диких кабанов -21,3%. Мы это объясняем тем, что у живот­ных данных видов кроме контакта с контаминированными водоисточниками был тесный контакт с другими мелкими животными, возможными лептоспироносителями (охота на них, поедание трупов и т.д.). Следует отметить, что у хищни­ков в этиологии ведущее место занимают лептоспиры серогрупп Icterohaemorrhagiae, Canicola u Pomona. От барсука и лисицы выделено по культуре L.Icterohaemorrhagiae, т.е. здесь мы видим полную аналогию с этиологией заболевания, как у домашних собак и кошек. У диких кабанов установле­ны антитела к Pomona - 57,8%, Icterohaemorrhagiae - 26,3% и Tarassovi-15,1%. Выделена культура, типированная как Icterohaemorrhagiae , т.е. полная аналогия в этиологии за­болевания с домашними свиньями, где ведущими являются Pomona и Icterohaemorrhagiae.

Результаты исследования показали, что крупные дикие животные являются носителями патогенных лептоспир и мо­гут быть источником инфекции. Наибольшую опасность пред­ставляют хищники; лисицы, дикие кабаны, барсуки, у которых высокий процент положительных серологических реакций и от них выделены культуры вирулентных лептоспир.

У травоядных животных положительных серологических находок было гораздо меньше. У косуль-12,7%, туров-11,2%. зубров -10,2%, у сайгаков - 10,2%, кавказских оленей -19,8%, серн - 8,8%. Причем по этой группе антитела установлены к Hebdomadis - 48.0% Grippotyphosa- 44,0% и Pomona - 8,0%, что по аналогии очень близко к антигенной структуре лептос-пироза домашнего крупного и мелкого рогатого скота. Особня­ком стоят зайцы, у них обнаружены антитела к Pomona -80,0%, даже выделена одна культура лептоспир данной серогруппы.

Необходимо сказать о роли сайгаков в эпизоотологии лептоспироза, крупные стада которых мигрируют по Калмы­кии, восточным районам Ставрополья, по Каспийским и Се­вероказахстанским степям и имеют контакт с сельскохозяйс­твенными животными. Из-за ограниченных исследований нам не удалось от этого вида животных выделить лептоспирозную культуру. Положительных РМА у них установлено - 10,2%. Сле­довательно, они имели контакт с лептоспирозным антигеном и вполне могут быть источниками лептоспироза для других ви­дов животных, на пастбищах, у водоемов и т.д.

Мелких диких животных: крыс, мышевидных грызунов, хомяков и ондатр отлавливали на животноводческих фермах, полевых станах, скирдах, в поймах рек, лиманов, в лесах, на полях. При исследовании материала от них установлено 33,9% носителей антител к патогенным лептоспирам. У серых крыс 36,1% реагирующих, причем из них 75,7% к лептоспирам Icterohaemorrhagiae . Из материала от крыс выделено 36 куль­тур данной серогруппы. К серогруппе Pomona установлены антитела в 15,6%, выделено 12 культур данной серогруппы. К лептоспирам Canicoia обнаружены антитела в 4,5%, выделены 2 культуры (лептоспирозном очаге на свиньях).

В крови у 34,5%хомяков (хомяк крысовидный) обнаруже­ны антитела к лептоспирам Icterohaemorrhagiae - 50%, выделе­но 7 культур данной серогруппы. С серогруппой Grippotyphosa реагировало 25% проб, выделена одна культура соответству­ющей серогруппы. Особенно значительные колонии хомяков мигрировали в регионе в 1979, 1988-1990 и 1997 гг.

В крови мышевидных грызунов (мышь полевая, мышь домовая, мышь желтогорлая) в 30,7% установлены антитела к патогенным лептоспирам, причем к Icterohaemorrhagiae -50%, выделено 8 культур данной серогруппы. К Grippotyphosa

  • 18,9%, выделено 4 культуры данной серогруппы, к Pomona
  • 13,6%, выделено 3 культуры. Также обнаружены антитела к Canicoia, Hebdomadis, Tarassovi. Выделено по одной культуре лептоспир двух первых серогрупп.

Ондатры были отловлены нами, охотниками и рыбаками по поймам рек и в лиманах Краснодарского края и Калмыкии. В крови этих зверьков в 32,6% обнаружены антитела, причем в 36,4% к Icterohaemorrhagiae, выделено 2 культуры данной серогруппы. К Grippotyphosa антитела установлены в 27,3% и в незначительном проценте к Pomona, Canicoia и Tarassovi.

Как видно, значительное количество диких животных со­держат антитела к патогенным лептоспирам, а в некоторых случаях являются носителями лептоспир. Следует учитывать, что между дикими и сельскохозяйственными животными су­ществует постоянный контакт, особенно в весенне-летний период. Такой контакт отмечался в лесничествах Кавказского и Тебердинского заповедников, где проходят скотопрогонные тракты на альпийские луга для общественного скота от пос. Солох-Аула к кордону Бабук-Аул и к горе Фишт, на Домбай. Сельскохозяйственные и дикие животные на лесных полянах и альпийских лугах пользуются одними и теми же пастбищами и водопоями. Много раз администрация Кавказского запо­ведника еще в Советское время предъявляла иск некоторым прилежащим колхозам и совхозам за преднамеренный выпас сельскохозяйственных животных на заповедной территории. На территориях указанных заповедников постоянно пасут индивидуальный скот из прилегающих районов. Дикие зве­ри, обитающие в незаповедных лесах Кавказа, также имеют контакт с домашними животными. Иногда у домашних свиней, выпасаемых в лесах, рождаются полосатые поросята, что го­ворит о вероятности их спаривания с дикими кабанами.

В горных районах Краснодарского края у сельскохо­зяйственных животных, выпасаемых в лесах, неоднократно отмечали заболевания лептоспирозом, в большом проценте регистрировали противолептоспирозные антитела и лептоспироносительство. Часты были случаи заболевания лептоспиро­зом и людей, владельцев домашних животных в Карачаево-Черкесской и Адыгейской республиках.

На протяжении нескольких лет мы изучали этиологичес­кую структуру лептоспироза сельскохозяйственных животных этих регионов. Установлено, что как и у диких животных ос­новными возбудителями являются лептоспиры тех же основ­ных серогрупп Icterohaemorrhagiae Pomona, Grippotyphosa, Hebdomadis, Canicoia, Tarassovi. Другие серогруппы встреча­ются гораздо реже.

В последние 12-15 лет при исследовании на лептоспироз материалов от диких животных устанавливается меньшее ко­личество серопозитивных и положительных бактериологичес­ких находок. Все меньше сельскохозяйственные животные пользуются предгорными и открытыми выпасами. Очевидно, это является одной из причин того, что не регистрируются зна­чительные энзоотии лептоспироза у синей, крупного рогатого скота и лошадей. Хотя, ежегодно отмечаются единичные выделения серопозитивных реакций на лептоспироз у сельскохо­зяйственных животных.

Заключение

Дикие животные предгорий и лесов Кавказа в значитель­ном проценте инфицированы патогенными лептоспирами: крупные травоядные - 10,8%, хищники -20,2%. Из мелких ди­ких крысы инфицированы в 36%, хомяки -34,5%, мышевидные грызуны -29%, ондатры -25%. Следовательно, дикие животные являются постоянным резервуаром патогенных лептоспир, иг­рают значительную роль в эпизоотическом процессе данной инфекции в регионе. Аналогия результатов серологических исследований, а также выделение культур лептоспир от диких животных одних и тех же серогрупп, как и от сельскохозяйствен­ных животных говорит о перекрестном перезаражении лептос­пирами между дикими и сельскохозяйственными животными.

Значительная инфицированность патогенными лептоспи­рами диких животных на Кавказе таит постоянную опасность возникновения вспышек, лептоспирозных заболеваний у сельскохозяйственных животных и людей.

Список литературы

  1. С.Я. Любашенко "Лептоспироз животных (инфекци­онная желтуха М. 1948, 180 стр.)
  2. В.В.Ананьин и Е.В.Карасева "Природная очаговость лептос пи розов" М. 1901, 290 стр.
  3. Л.П. Борисова "Нутрия и ее роль в эпизоотологии и эпи­демиологии лептоспирозов в Азербайджанской ССР: Автореф. канд. дисс. г. Баку ,1970, Азербайджан. Гос. мед. инст-т, 208
  4. И.А. Болоцкий "Лептоспироз животных в зоне Северно­го Кавказа" Дисс. докт. ветнаук М.1988г.

ЭПИЗООТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ПРИ ЛЕПТ0СПИР03Е НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Установлена этиология лептоспироза у 12 видов крупных и 4 видов мелких диких животных обитающих в предгорьях Кавказа. Установлена аналогия в этиологии лептоспироза ди­ких и сельскохозяйственных животных, что свидетельствует о перекрестном перезаражении лептоспирозом между разны­ми видами животных.

Ключевые слова: Лептоспироз, зооантропоноз, крупные и мелкие дикие животные, домашние животные.

SUMMARY

It is established etyologi leptospirosis at 12 kinds of large and 4 kinds of fine wild animals living in foothills of Caucasus. The analogy in etyologi leptospirosis wild and home animals is established that testifes about cross infection leptospirosis between different kinds of animals.

Key words: leptospirosis, sooantroponosis, wild and home animals.

Авторы

Ответственный за переписку с редакцией И.А.Болоцкий, зав. лабораторией эпизоотологии Крас­нодарского НИВИ, док.вет наук 350004 ул.1Линия 1, Краснодарский НИВИ, т.221-54-77 neovet2005@mail.ru

Семенцов В.И., кандидат ветеринарных наук, ведущий научный сотрудник лаборатории эпизоотологии Краснодарс­кого НИВИ,

Васильев А.К., кандидат ветеринарных наук, старший научный сотрудник лаборатории эпизоотологии Краснодарс­кого НИВИ,

Пруцаков СВ., кандидат ветеринарных наук, старший научный сотрудник лаборатории эпизоотологии Краснодарс­кого НИВИ,

Пахомов А.В., ветврач, 352585, Краснодарский край, Мостовской район, п.Псебай, ул.Мостовая, 134, 8(918)3461795

 

2011 © Ветеринария Кубани Разработка сайта - Интернет-Имидж