rus eng
Архив номеров / Номер 2, 2008 год Распечатать

Катастрофа в Керченском проливе: Экологическое преступление

И.М. Беретарь, аспирант кафедры эпизоотологии и вирусологии
В.А. Христич, аспирант кафедры эпизоотологии и вирусологии
А.А. Лысенко, доктор ветеринарных наук, профессор
Кубанский государственный аграрный университет

Изменение экологической обстановки в регионах сказывается на состоя­нии рыбохозяйственных водоёмов, приводит к их загрязнению органо-ми-неральными удобрениями, стоками с животноводческих ферм, промыш­ленных и коммунально-бытовых предприятий, пестицидами с обработанных полей. В свою очередь, изменение гидрологических и гидрохимических показателей, термичес­кого режима и других индивидуальных особенностей водоёма может привести к снижению естественной кормовой базы, существенно повлиять на скорость роста и жизнеспособность рыб, их способность противостоять действию неблагоприятных факторов, накоплению в рыбе различных токсикантов, распространению заболеваний. Поми- | мо этого на состоянии здоровья рыбы, ее пищевой и биологической ценности неблагоприятно сказываются современные интенсивные формы ведения рыбоводства.

В настоящее время во многих водных экосистемах, особенно малых, сложилась крайне напряженная экологическая ситуация. По­этому природоохранная работа на водоемах становится жизненно необходимым мероприятием, так как от чистоты водоёмов зависит результативность рыбоводства. Важное место во всех направлениях развития рыбного хозяйства занимает вода. Она не просто среда оби­тания рыбы, но и основа биопродукционных процессов водоёмов, в ходе которых создается кормовая база для рыб. При высокоэффектив­ных методах прудового рыбоводства вода служит также основой про­цессов самоочищения.

В связи со сложившейся ситуацией в Керченском проливе, пов­лекшей за собой массовую гибель как водоплавающей птицы, так и промысловой рыбы, перед нами была поставлена задача изучения возможных экологических последствий данной катастрофы для гидро-бионтов Азовского моря и влияния нефтепродуктов на паразитофауну рыб в Керченском проливе.

По данным исследований, проведенных специалистами-экспер­тами ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу", проб морской воды, взятых на побережье Таманского полуострова в связи с чрезвычайной ситуа­цией в Керченском проливе15 ноября, содержание нефтепродуктов колеблется от 2 до 100 ПДК, хотя ранее в пробах взятых 12 ноября в Керченском проливе ПДК находилась в диапазоне от 20 до 200. Несмотря на это, в отдельных местах косы Тузла пробы показывают превышение даже этих показателей.

По информации Южного регионального центра МЧС России, в береговой зоне Керченского пролива находится около 10 000 тонн мазутной грязи (топлива, смешанного с илом, грунтом и водой). Поло­са загрязнения составляет 50 км.

На воде с сильным загрязнением перьевого покрова нефтеп­родуктами обнаружено более 20 000 особей дикой птицы (лысуха, чомга, нырковые виды уток, баклан). Поданным Союза охраны птиц России авария танкера в Керченском проливе вызвала почти полную гибель птиц на отдельных участках зоны катастрофического разлива мазута.

В акватории Керченского пролива гибнут промысловые бычки и хамса, на берег выбрасываются дельфины. Выловленную в Керченс­ком проливе рыбу не рекомендуется употреблять в пищу.

Случившаяся в Керченском проливе техногенная катастрофа беспрецедентна по степени своей экологической опасности. В результате гибели судов, по разным оцен­кам, в море попало около 6 000 тонн мазута и до 7 000 тонн серы, и еще - дизельное топливо, бытовые отходы, мусор с судов и с береговой полосы и многое другое. К счастью места поступления мазута и серы удале­ны друг от друга и не контактируют в достаточно агрессивной мор­ской среде. Иначе получен был бы еще один вариант токсичной смеси.

Поскольку все произошло в холодную погоду, нефтепродукты не были столь агрессивны, а нефтяная пленка не расширялась, как это происходит в теплой воде летом. Мазут, частично обволакивая твердый мусор и оторвавшиеся водоросли, осел на дно. Другая его часть выплескивалась на побережье и на морские косы.

Нефтепродукты являются высокотоксичными веществами, которые, попав в природную среду, достаточно долго воздейству­ют на все ее компоненты. Частично растворяясь, снижая доступ кислорода в воду, они поражают морскую биоту - рыб, планктон, донных обитателей. Проблема осложняется тем, что в это время года море имеет самую низкую самоочищающуюся способность, поскольку скованы жизненные процессы - ассимиляционная активность, деятельность бактерий, разрушающих углеводороды, ад­сорбирующие способности водорослей.

При высокой температуре воды идет быстрое разложение не­фти, поэтому он надеется, что летом, когда в Керченском проливе вода хорошо прогревается, вылившаяся в результате катастрофы нефть как органическое вещество разложится "в силу естественных причин".

Через Керченский пролив проходят течения, способные пере­носить загрязняющие вещества на дальние расстояния. Но основ­ная масса нефтепродуктов будет распространяться вдоль берега, походу прибрежного течения, на пути которого курорты края - Ана­па, Новороссийск, Геленджик, Сочи.

Как и прогнозировалось, произошла массовая локальная ги­бель рыб в районе трагедии. Однако до сих пор самым наглядное и страшным последствием катастрофы остается гибель десятков тысяч птиц, которые поздней осенью, во время миграций, обосно­вались на мелководьях Азовского и Черного морей. Водоплаваю­щих отравляют нефтепродукты, попавшие во внутренние органы, на оперение. Птицы теряют подвижность, способность добывать корм, становятся легкой добычей врагов и браконьеров.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фи-тосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обнародовало размер ущерба от массовой гибели птиц и рыбы в Керченском проливе, где 11 ноября произошло крушение нескольких судов и разлив нефти. Предварительный ущерб, нане­сенный рыбному хозяйству и рыбным запасам - 3 959 430 000 рублей.

Экологическая катастрофа стала причиной гибели десятков тысяч рыб, птиц и представителей морской фауны. По мнению экспертов WWF и Гринпис (Greenpeace), на восстановление нор­мальной экологической обстановки в акватории потребуется от 5 дот 10 лет.

Госветслужбой Темрюкского района проводятся мониторинго­вые исследования исследования проб воды на наличие токсичных элементов (медь, цинк, кадмий, свинец), а также нефтепродуктов и пестицидов.

При проведении ветеринарно-санитарной экспертизы качес­тво выловленной рыбы определяли по следующим показателям: упитанность, наличие и количество механических повреждений, целостность чешуи, состояние слизи, цвет и запах жабр, состояние глаз, анального кольца, его цвет, запах внутренностей, запах и кон­систенция мяса рыбы.

По результатам проведенного исследования органолепти-ческие показатели были следующими: слизь прозрачная, без пос­тороннего запаха; чешуя блестящая, плотно прилегающая к телу, кожа упругая, плотно прилегающая к тушке; плавники цельные, естественной окраски, покрытые прозрачной слизью; жаберные крышки плотно закрывают жаберную полость, жабры покрыты прозрачной слизью, ярко-красного цвета; глаза выпуклые, чистые, роговица прозрачная. Брюшко характерной формы, не вздутое; анальное отверстие плотно закрыто, без истечения слизи; мышеч­ная ткань упругая, плотно прилегает к костям, на разрезе спинные мышцы характерного цвета; запах рыбный; консистенция плотная, при надавливании на края разреза мясо сильно пружинит, следы деформации быстро исчезают.

Нами были проведены исследования по изучению паразита-фауны хамсы и сельди, выловленной в акватории Азовского моря. На жабрах при проведении ихтиопаразитологического вскрытия практически не обнаружено банальных видов простейших - трихо-дин и микоспоридий, зато отчетливо заметны включения нефтепро­дуктов на жаберной ткани (рис.1).

По предварительным данным "залповый" выброс нефтепро­дуктов оказал губительное влияние на паразитофауну морских рыб, хотя ранее на жабрах и теле рыбы можно было обнаружить моно­генных сосальщиков и простейших.

В январе 2008 года пробы рыбы, выловленной в Азово-Чер-номорском бассейне 25 декабря 2007 года (рыбколхоз имени Хвалюна), исследовались на наличие токсинов (гексахлорциклогек-сана и его изомеров, а также других ХОС и ФОС) в НИИ приклад­ной и экспериментальной экологии Кубанского Государственного Аграрного Университета.

Результатами исследования установлено, что в пробах мы­шечной ткани хамсы из акватории Азовского моря содержалось свинца до 0,27±0,1 мг/кг(ПДК - 1,0 мг/кг), а количество мышьяка составило 0,17±0,05 мг/кг (ПДК - 5,0 мг/кг). Содержания ртути и кадмия нами не обнаружено.

В- пробах мышечной ткани сельди азово-черноморской, вы­ловленной в рыбколхозе имени Хвалюна, уровень содержания свинца (0,47±0,17 мг/кг) и мышьяка (0,13±0,04 мг/кг) не превы­шал предельно допустимых концентраций.

Концентрация гексахлорциклогексана (ГХЦГ) и его изомеров в мышцах рыб из Азово-Черноморского бассейна варьировала от 0,00054±0,00009 (хамса) до 0,047±0,008 мг/кг (сельдь азово-черноморская). Содержания ДДТ и его метаболитов не обнару­жено.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимо проводить дальнейшие мониторинговые ис­следования рыбы и других гидробионтов, а также воды и грунта на токсичность с целью выявления влияния и отдаленных последствий выброса нефтепродуктов на состояние ихтиофауны в акватории Азовско-Черноморского бассейна.

Литература

  1. Васильков Г.В. Паразитарные болезни рыб и санитарная оценка рыбной продукции. - М.; Изд-во ВНИРО, 2005. - 191 с.
  2. Грищенко Л.И. Болезни рыб и основы рыбоводства. - М.; Наука, 2003. - 435 с.
  3. Определитель паразитов позвоночных Азовского и Чер­ного морей (под редакцией В.Н. Грезе). - Л.: Наука, 1975.- с. 2.
  4. Смирнова И.Р., Друковский С.Г., Серветник Г.Е., Суббо­тина Ю.М. Ветеринарно-санитарная оценка рыбы и рыбопродук­ции.// М.: Ветеринария. - 2006. - N°4. - С.37-42.
  5. Смирнова И.Р., Друковский С.Г., Варенова Т.К., Филиппо­ва A.M., Крылов А.Н., Субботина Ю.М. Определение содержания токсикантов в рыбохозяйственных водоёмах.// Актуальные про­блемы инфекционной патологии и иммунологии животных: Мат. Международной научно-практической конференции. - М.: ВНИИ-ЭВ, 2006. - С. 628-629.

 

2011 © Ветеринария Кубани Разработка сайта - Интернет-Имидж