Эпизоотология и клинико-морфологическая характеристика репродуктивно-респираторного синдрома свиней в свиноводческих комплексах

Ануфриев ПЛ., Паршин ПЛ., Паршина В.И. Российский университет дружбы народов
Сулейманов СМ. Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный
институт патологии, фармакологии и терапии Россельхозакадемии

Введение. Значительный ущерб свиноводству наносят высококонтагиозные вирусные болезни, такие как репродуктивно-респираторный синдром свиней, парвовирусная болезнь, трансмиссивный гастроэнтерит, рота- и энтеровирусные гастроэнтери­ты, а также ряд других болезней.

В настоящее время репродуктивно-респираторный синдром сви­ней (РРСС) зарегистрирован в большинстве стран мира.

Задачей настоящего исследования являлось изучение особен­ностей эпизоотологического проявления и клинико-морфологической характеристики репродуктивно-респираторного синдрома свиней.

Материалы и методы исследований. Диагностику РРСС осущест­вляли комплексно на основании изучения эпизоотической обстановки в хозяйстве, районе, регионе, анализа клинических признаков болез­ни, патоморфологических изменений в органах и тканях животных и проведения лабораторных исследований по обнаружению вируса, его антигена, а также по выявлению специфических антител в сыворотках крови ранее не вакцинированных против РРСС животных.

Результаты исследований и обсуждение. Обследование небла­гополучных свиноводческих хозяйств показало, что клинические при­знаки репродуктивно-респираторного синдрома у свиноматок развива­лись обычно в конце супоросности (100-114 дни). Главным симптомом болезни было нарушение репродуктивной функции у свиноматок, которая сопровождалась абортами, преждевременным рождением мертвых, слабых и уродливых поросят и мумифицированных плодов. Сначала наблюдали уменьшение аппетита, а в последующем и полный отказ от корма, повышение или снижение температуры тела и через несколько дней наступали преждевременные роды. Однако были не­редко случаи, когда роды наступали в физиологически установленные сроки супоросности.

Основные клинические признаки, наблюдаемые у свиней при ес­тественном течении РРСС на комплексах и фермах где вакцинация сви­номаток против этой болезни не проводилась, представлены в табл.1.

Таблица 1. Основные признаки (%). наблюдаемые у свиней при естественном течении РРСС на комплексах и фермах

п/п

Признаки

Количество животных в опыте

n=854

n=824

n=794

n=840

Годы наблюдений

1997

1998

1999

2000

1

Мертворожденные пометы

76.5

9.6

41.6

7.2

2

Аборты и преждевременные опоросы (до 112 дня)

10.0

2.7

12.1

2.3

3

Метрит – мастит- агалактия или отде­льные его компоненты

38.4

26.1

38.0

22.0

4

Повышение или понижение температуры тела

62.0

28.0

49.5

25.0

5

Гибель поросят родившихся больными (возраст от 0 до 30 дней)

62.5

28.0

49.5

25.0

6

Длительность течения болезни

мес

мес,

мес,

мес.

Эпизоотическое течение

4-5

-

4-5

-

Энзоотическое течение

7-8

11-12

7-8

11-12

Количество мертворожденных поросят при данном заболевании в начале болезни резко увеличивалось, у больных новорожденных поросят сосательный рефлекс отсутствовал или был слабо развит и они погибали в первые дни жизни после рождения (в течение недели). На­ибольшее количество мертворожденных и гибель поросят в первые дни жизни наблюдали в начальной стадии заболевании, то есть в эпизооти­ческий период ее течения. Затем болезнь переходила в энзоотическое течение, число мертворожденных пометов заметно снижалось и было, примерно, на уровне - 25%. Количество мертворожденных поросят, переосеменений свиноматок развитие синдрома ММА, наблюдали чаще у проверяемых свиноматок и в период эпизоотического течения болезни. Нередко синдром метрит-маститагалактия наблюдали и у нор­мально опоросившихся свиноматок.

Мертворождаемость у первоопоросок достигала - 95%, а у ос­новных свиноматок - 29%. Поросята, оставшиеся живыми в пометах с мертворожденными, имели шаткую походку, передвигались с трудом. У них отмечали отек подкожной клетчатки подгрудка, вокруг глаз и в об­ласти головы. Животные отдельных пометов лежали на боку, не встава­ли, сосательный рефлекс отсутствовал и они погибали в течение первых 2-х дней с момента рождения. У некоторых живых поросят наблюдали слепоту и различного рода уродства. Аборты и преждевременные роды на 110-112 дни супоросности среди этих животных не превышали 1-2% при высоком проценте мертворождаемости. У части свиноматок наблюдали удлинение родов до 2-х суток или наличие первичной сла­бости схваток и потуг. У таких животных отмечали задержание последа с последующим развитием синдрома ММА. Общая заболеваемость свиноматок послеродовыми болезнями составляла 68.0% из них 47% - эндометриты и 11% - ММА. пораженность долей молочной железы суб­клиническим маститом в 3-4 раза была выше, чем у клинически здоро­вых животных, а содержание соматических клеток в пораженных долях была выше, чем у здоровых и составляло 5.5 - 8.9 тыс/мл молока.

Проведенные нами исследования показали, что при РРСС патоло-гоанатомических изменений, характерных для болезни нет. а отмечае­мая бронхопневмония скорее всего вызывается вторичной микрофло­рой, также как диарея у поросят в послеотъемный период. У отдельных вынужденно убитых с диагностической целью супоросных свиноматок (100-110 дней) в неблагополучных по РРСС хозяйствах отмечалось от 40 до 100% мертвых, мацерированных и мумифицированных плодов и поражения плаценты в виде отслоения от стенок матки и некро­тического распада. В брюшной и грудной полостях мацерированных и нормально развитых плодов об­наруживали большое количество жидкости (транссу­дата) розового цвета. У мертворожденных поросят наблюдали удлиненные тазовые конечности, ку­полообразную голову, "боксерскую челюсть". При вскрытии в полостях содержалось большое количес­тво жидкости желтоватого или красноватого цвета. Мастит, вследствие развития синдрома ММА регис­трировали в серозной и гнойно-катаральной фор­мах, которые протекали остро, субклинически или хронически. При хроническом течении отмечали в тканях молочной железы абсцессы. Заболевшие свиноматки снижали, а затем полностью прекраща­ли лактацию, что приводило к полной гибели всего помета поросят. Окончательный диагноз ставили после лабораторных исследований патматериала и сывороток крови.

Список литературы

  1. Краснобаев Е.А. Краснобаева О.Е. Смешанные кишечные короновирусные инфекции при диарейных заболеваниях поросят. // Проблемы патологии санитарии и бесплодия в животноводстве Минск. 1998 10-11 декабря.
  2. Мищенко В.А. Авилов В М.. Захарова OA.. Гусев А А РРСС (Синее ухо-)// Ветеринария. -1994. - N°9. - с. 22-24.
  3. Шишков А.Т. Современная эпизоотическая ситуация по не­которым малоизвестным болезням свиней.// Общие эпизоотологические. иммунологические экологические и методические проблемы: Ма­териалы международной конференции. - Харьков. -1995. - с 100-105.

Реферат

Главный симптом репродуктивно-респираторного синдрома сви­ней - нарушение репродуктивной функции у свиноматок, которое со­провождается абортами преждевременными родами мертвых, слабых и уродливых поросят и мумифицированных зародышей Клинические симптомы болезни у свиней обычно развиваются в конце супороснос-ти (100-114 дней) Число мертворожденных поросят при первоначаль­ном возникновении репродуктивно-респираторного синдрома свиней выше, чем при повторном течении

Ключевые слова: репродуктивно-респираторный синдром сви­ней, эпизоотология и клинико-морфологическое проявление, свиньи, свиноводческие комплексы.

Summary

The main symptom of porcine reproductive and respiratory syndrome is a violation of reproductive function in sows, which is accompanied by abortion, premature birth of dead weak and ugly piglets and mummified fetuses. Clinical signs of disease in sows usually develops in late gestating (100-114 days). =The number of stillborn piglets in the initial appearance of reproductive respiratory syndrome of pigs is higher than in its recurrence. Bringing diseases occur with repair pigs and boars from farms with PRRS.

Key words: reproductive and respiratory syndrome, epizootology and kliniko-morphological display pigs, pig-breeding complexes.

Сведения об авторах

Ответственный за переписку с редакцией: Паршин Павел Анд­реевич, доктор ветеринарных наук, профессор, заведующий кафед­рой ветеринарной патологии Российского университета дружбы на­родов, моб. т. 8 915 232 4197; раб. тел. 8 495 744 16 44 доб.2434.

Ануфриев Павел Александрович, кандидат ветеринарных наук, докторант кафедры ветеринарной патологии Российского университета дружбы народов, моб. т. 8 920 2275744

Сулейманов Сулейман Мухитдинович. доктор ветеринарных наук, профессор, заведующий лабораторией патоморфологии Всерос­сийского научно-исследовательского ветеринарного института патоло­гии, фармакологии и терапии, моб т 8 903 652 33 22 раб. тел 8 4732 53 92 93

Паршина Валентина Ивановна, кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры ветеринарной патологии Российского университета дружбы народов, моб т. 8 985 118 71 40 раб тел. 8 495 744 16 44 доб.2434


http://vetkuban.com/num6_201011.html