УДК 619:636.2:618.19-002:616-085:615.2
DOI 10.33861/2071-8020-2024-5-12-14
Алиев А. Ю. Федеральное государственно научное учреждение «Прикаспийский зональный научно-исследовательский
ветеринарный институт» - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Федеральный аграрный научный центр Республики Дагестан», Республика Дагестан, г. Махачкала
Латынина Е. С., Федотов С. В. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва
На сегодняшний день свиноводство является одной из развивающихся отраслей животноводства. Это подтверждается статистическими данными. Согласно данным Росстата, на конец 2020 года в Российской Федерации (в хозяйствах всех категорий) содержится 25 820 147 голов (это на 686 982 головы больше, чем в 2019 году), из них 23 311 303 головы (90,3 %) - в различных сельскохозяйственных организациях. На конец 2020 года поголовье свиней по половозрастным группам в хозяйствах всех категорий состояло из основных свиноматок в количестве 15 094 985 голов, молодняка -23 225 451 головы, поросят до 4 месяцев - 10 084 913 голов [1]. Современное свиноводство и производство требует знания основных факторов, определяющих продуктивную ценность, племенную ценность, поведение и здоровье этого вида животных. Для максимального эффекта необходимо использовать новейшие достижения в различных областях науки: ветеринарии, зоотехнии, биотехнологии и др. Эти компоненты дополняют друг друга, в результате чего получается ценный племенной и откормочный материал. Основным направлением свиноводства и племенного дела является производство свинины желаемого потребителями качества. Это обусловливает необходимость применения различных мер, таких как отбор пород, схемы скрещивания, кормление, условия содержания, технологии воспроизводства, переработка свинины. Каждый из этих элементов одновременно может рассматриваться как отдельный исследовательский вопрос. Их понимание способствует повышению эффективности свиноводства при выявлении новых взаимосвязей, имеющих потенциальное научное и практическое значение.
Как и любая отрасль животноводства, свиноводство имеет ряд сдерживающих факторов своего развития. Одними из них являются акушерско-гинекологические заболевания послеродового периода свиноматок. В настоящее время одной из распространенных патологий, наблюдаемых у свиноматок в послеродовом периоде, является синдром послеродовой дисгалактии (далее, СПД, син. в отечественной литературе метрит-мастит-агалактия, или ММА), который характеризуется системным поражением организма свиноматок, что свою очередь отражается на росте и развитии поросят. А, как известно, эффективное производство свинины зависит от высокого репродуктивного потенциала маточного поголовья и благополучного роста, развития, получаемого от них потомства.
Цель данного исследования заключалась в описании результатов ультразвукового исследования молочных желез свиноматок, имеющим клинически и лабораторно подтвержденный диагноз синдром послеродовой дисгалактии, поскольку данные особи имеют существенные структурные изменения в паренхиме молочных желез.
Материалы и методы исследований. Методологическая основа проведенных исследований представлена анализом исследовательских статей и работ отечественных и зарубежных деятелей науки, изучающих проблемы возникновения, распространения, методов диагностики синдрома послеродовой дисгалактии у свиноматок. Для обеспечения объективности полученных результатов в работе использовались общие методы научного познания, статистические и математические методы анализа. Возможность получения характерных изменений в структуре молочных желез свиноматок с синдромом послеродовой дисгалактии с помощью метода ультразвуковой диагностики была рассмотрена путем проведения опыта по принципу аналогов на 40 свиноматках пород крупная белая, макстер, ландрас, дюрок и их помесей, с учетом их клинического и физиологического состояния. Временной интервал опыта - 3 дня после опороса. Данные свиноматки были разделены на опытную (с клиническими признаками, представленными на рисунке 1 и лабораторно подтвержденным диагнозом синдрома послеродовой дисгалак-тии; n=20) и контрольную (здоровые животные; n=20) группы.
Рис. 1. Клинические проявления синдрома послеродовой дисгалактии со стороны молочной железы -агалактия трех каудальных пакетов (а), гипо-галактия одного пакета молочной железы (б), отек молочной железы (в)
Результаты исследований и их обсуждение. Ультразвуковое исследование (далее, УЗИ) в гуманной медицине применяется с целью диагностики различных областей тела и внутренних органов, в том числе и молочных желез. Считается, что оно предоставляет дополнительную информацию наряду с результатами, полученными с помощью маммографии, в случаях маммографически неясных образований (например, метастазы в подмышечных лимфатических узлах), а также при исследованиях областей, недоступных с помощью обычной маммографии. Датчики с частотой 5-13 МГц используются для выявления кистозных и солидных образований, для проведения биопсии тонкими иглами [2].
В ветеринарной медицине этот метод диагностики также успешно применяется. Gonzalez de Bulnes et al. исследовали доброкачественные и злокачественные опухоли молочной железы у собак [7]. Andreasen C.B. et al. и Mahler M. et al. с помощью УЗИ изучили фиброэпителиальную гиперплазию паренхимы железы козы и кошки соответственно [3, 9]. Также имеются результаты ультразвукового исследования молочной железы крупного рогатого скота, в частности соска [6]. Неоплазия редко встречается у жвачных животных, и УЗИ при мастите вряд ли когда-либо давало убедительные диагностические результаты, за исключением значительных изменений, таких как абсцессы. Несколько отчетов, описывающих физиологические и патологические характеристики паренхимы желез крупного рогатого скота, были опубликованы Banting, Cartee et al., Jenninger, Stocker and Rusch, Trostle and O’Brien and for sheep by Ruberte et al. [7, 8, 9, 10, 11, 12].
Заболевания молочных желез являются распространенным явлением у свиноматок в послеродовой период, и настоящее исследование было предпринято в том числе и для изучения возможности ультрасонографии стать информативным инструментом, имеющим прогностическую ценность в ветеринарной медицине при диагностике синдрома послеродовой дисгалактии свиноматок.
Ультразвуковое исследование молочной железы исследуемых свиноматок производилось в В-режиме, с помощью конвексного датчика с частотой 5 МГц, на цифровом портативном ультразвуковом аппарате «AcuVista VT880b» (ООО «Рэй Системс», Россия). Для того, чтобы получить максимальное качественное изображение наиболее важной переменной при сканировании является подготовка поверхности сканирования. Наилучшее изображение получается с наиболее чистых сканируемых поверхностей. Грязь, волосы или воздух напрямую влияют на свойства изображения, поэтому необходимо провести ряд гигиенических процедур - в случаях, когда это необходимо, подстричь волосы над брюшными молочными железами и т.п.
Техника проведения исследования молочных желез была следующая: свиноматки находились в положении стоя; получение изображения производилось контактным методом с применением акустического геля; молочные железы подвергались сканированию поочередно с вентральной, латеральной и медиальной сторон (под разным углом, с разных точек, в разной плоскости). Чтобы оптимизировать изображения железистой паренхимы, сонограф слегка прижимали к смазанной гелем коже. Паренхиму желез оценивали на предмет ее эхогенных характеристик и однородности.
Благодаря ультразвуковому исследованию затруднительно провести различие между небольшими (<5-7 см в диаметре) участками фиброзного мастита и гранулематозного мастита, а также между абсцессом молочной железы и кистами молочной железы (<5-7 см в диаметре). Тем не менее, была возможна хорошая дифференциация между таковыми в случаях больших (>7 см в диаметре) кист и больших областей фиброзного мастита и гранулематозного мастита. Гиперэхогенные изображения >2 см в диаметре в молочных железах расценивались как патологические изменения.
Полученный цифровой материал обработан статистически. Оценку достоверности различий по P<0,05 проводили с применением t критерия Стьюдента для абсолютных парных величин.
Степень ульрасонографических изменений была зарегистрирована и оценена следующим образом. Как видно на рисунке 2, на снимках паренхимы молочных желез клинически здоровых свиноматок присутствовала однородная эхогенность, отдельные изолированные анэхогенные молочные протоки и сосуды.
Рис. 2. Эхограмма молочной железы клинически здоровой свиноматки
Эхограммы молочных желез особей с видимыми признаками нарушения лактации (гипогалактия, мастит, агалактия) представлены рисунком 3.
Рис. 3. Эхограммы молочной железы при синдроме послеродовой дис-галактии (гиперэхогенные образования различного диаметра (а, б), полости, заполненные гипо- либо анэхогенной жидкостью (в), уменьшение объема паренхимы молочной железы (при гипогалактии) как в сагиттальной, так и в аксиальной плоскости (г)).
Заключение. Ультразвуковое исследование может быть использовано в качестве точного метода диагностики и выявления патологических изменений молочной железы у свиноматок для планирования стратегий их выбраковки, связанных с экономическими аспектами рентабельности их содержания, а также повышения репродуктивной эффективности в свиноводческой отрасли. В частности, патологические структуры в молочных железах у свиноматок с субклиническим маститом, которые невозможно распознать с помощью ручной пальпации, могут быть исследованы методом ультразвуковой диагностики с целью подтверждения диагноза. Хотя первоначальные инвестиции в покупку ультразвукового аппарата высоки, этот метод исследования изменений молочной железы, за счет ранней выбраковки нерентабельных особей, может иметь быструю окупаемость. Выбраковка таких свиноматок может уменьшить количество непроизводительных дней и предотвратить высокую смертность среди поросят до отъема на крупном свиноводческом предприятии.
Работа выполнена за счёт средств Программы развития университета в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030».
Список литературы:
1. Бюллетень «Поголовье скота в Российской Федерации в 2020 году» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ByuAkIRP/ pog_skot_2020.rar
2. Andersson, I., 1999. Breast imaging. In: Pettersson, H., Allison, D. (Eds.), The Encyclopaedia of Medical Imaging, Musculoskeletal and Soft Tissue Imaging, vol. 3. The Nicer Institute, Elanders Publishing AS, Oslo, pp. 484-526.
3. Andreasen, C.B., Huber, M.J., Mattoon, J.S., 1993. Unilateral fibroepithelial hyperplasia of the mammary gland in a goat. Journal of the American Veterinary Medical Association 202, 1279-1280.
4. Banting, A., 1998. Ultrasonographic examination of the mammary gland in cows with induced S. aureus mastitis: A criteria for prognosis and evaluation of therapy. Cattle Practice 6, 121-124.
5. Cartee, R.E., Ibrahim, A.K., McLeary, D., 1986. B-mode ultrasonography of the bovine udder and teat. Journal of the American Veterinary Medical Association 188, 1284-1287.
6. Flock, M., Klein, D., Hofmann-Parisot, M., 2004. Ultraschallbefunde bei Zitzenerkrankungen des Rindes. Wiener Tiera"rztliche Monatsschrift 7, 184-195.
7. Gonzalez de Bulnes, A., Garcia-Fernandez, P., Mayenco-Aguirre, M., Sanchez de la Muela, M., 1998. Ultrasonographic imaging of canine mammary tumours. Veterinary Record 143, 687-689.
8. Jenninger, S., 1989. Ultraschalluntersuchungen an der Milchdruse des Rindes. Physiologische und pathologische Befunde. Thesis Munchen.
9. Mahler, M., Nautrup, C.P., Schulze, C., Poulsen-Nautrup, C., 1994. Fibroepitheliale Hyperplasie der Mamma mit spontaner Regression bei einer Katze. Kleintierpraxis 39, 869-872, 875
10. Ruberte, J., Carretero, A., Fernandez, M., Navarro, M., Caja, G., Kirchner, F., Such, X., 1994. Ultrasound mammography in the lactating ewe and its correspondence to anatomical section. Small Ruminant Research 13, 199-204.
11. Stocker, H., Rusch, P., 1997. Euter und Zitzen. In: Braun, U. (Ed.), Atlas und Lehrbuch der Ultraschalldiagnostik beim Rind. Parey, Berlin, pp. 163-175.
12. Trostle, S.S., O’Brien, R.T., 1998. Ultrasonography of the bovine mammary gland. Comp. Cont. Educ. Pract. 20, 64-71.
Резюме. В статье приведена интерпретация полученных ультразвуковых снимков молочных желез свиноматок, имеющих клинически и лабораторно подтвержденный синдром послеродовой дисгалактии. Результаты исследования описывают характерные структурные изменения в паренхиме молочных желез и позволяют диагностировать данную патологию в спорных случаях, когда показатели других методов исследований не дают однозначной картины.
Ключевые слова: синдром послеродовой дисгалактии у свиноматок, синдром метрит-мастит-агалактия, агалактия свиноматок, мастит, ультразвуковая диагностика.
Сведения об авторах:
Латынина Евгения Сергеевна, кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры ветеринарной медицины ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; 127434, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.
Федотов Сергей Васильевич, доктор ветеринарных наук, профессор, заведующий кафедрой ветеринарной медицины ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; 127434, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49; e-mail: serfv@mail.ru.
Ответственный за переписку с редакцией: Алиев Аюб Юсупович, доктор ветеринарных наук, директор Прикаспийского зонального научно-исследовательского ветеринарного института -филиала ФГБНУ «Федеральный аграрный научный центр Республики Дагестан»; 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Даха-даева, 88; тел.: 8-928-5715784; e-mail: alievayb1@mail.ru.
http://vetkuban.com/num5_202404.html