И.И. Путинцева, ветеринарный врач,
А.С. Матвеева, кандидат ветеринарных наук,
B.C. Герке, кандидат ветеринарных наук,
В.И. Мельниченко, кандидат ветеринарных наук
Государственное учреждение Ростовской области Ростовская городская СББЖ;
ФГОУВПО "Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины", г. С-Петербург;
ООО "ТРИНИТИ ФАРМА", г. Москва
Глобальное потепление", "Рекордные отметки пиков повышения летней температуры воздуха" - такие заявления все чаще встречаются в прессе и в других средствах массовой информации.
В Краснодарском крае, Ростовской области, да и в других регионах Южного Федерального Округа вот уже на протяжении нескольких лет отмечается повышенная температура воздуха в летний период. От жары страдают как владельцы, так и сами животные. В ветеринарной практике, давно известно, что гипертермический стресс приводит к снижению продуктивности, и является пусковым механизмом возникновения и обострения многих заболеваний как у сельскохозяйственных, так и у домашних животных.
Патогенез при перегреве достаточно хорошо изучен прежде всего в медицине, но основные его положения характерны и для "братьев наших меньших". Длительное нахождение при повышенной температуре приводит прежде всего к угнетению синтеза глюко- и минералокортикоидов в надпочечниках, с одновременной ускоренной их биотрансформацией в печени. Значительное напряжение терморегуляционных механизмов само по себе приводит кувеличению затрат энергии и, следовательно, к дополнительному повышению температуры тела. Возникает circulus vitiosus - "порочный круг". При слабости сердечной деятельности, характерной для возрастных животных, развивается циркуляторная гипоксия. В попытке компенсации недостатка кислорода возрастает легочная вентиляция, что в свою очередь приводит к повышенному "вымыванию" углекислого газа из крови и росту рН, то есть к алкалозу. Увеличение рН затрудняет диссоциацию оксигемоглобина в тканях. Данные события инициируют процесс развития тканевой гипоксии.
Гипоксическое состояние, спровоцированное гипертермией, может вызвать ишемию и последующее ишемическое повреждение, которое является основной причиной гибели клетки. Явление ишемии представляет собой комплекс биохимических изменений в условиях гипоксии. При своевременно принятых мерах состояние гипоксии можно снять. Ишемия как и гипоксия, также может быть обратимой. Однако, при ишемическом повреждении, вызванным продуктами метаболизма происходят необратимые изменения структуры клеточных и ядерных мембран, нарушается геном. В ишемически поврежденных клетках включается механизм апоптоза, что в конечном итоге приводит ее к гибели. Потеря нескольких клеток, вследствие ограниченного ишемического повреждения, для многоклеточного организма не представляет опасности, но в условиях тотальной гипоксии, например при шоке, вызванном гипертермией, встает угроза значительного повреждения тканей и развития полиорганной недостаточности. Учитывая обратимость гипоксии и ишемии и необратимость ишемического повреждения, становится понятным, что от ишемии надо лечить, а ишемическое повреждение - профилактировать. Необходимость таких действий вызвана тем, что продукты метаболизма при ишемии, а именно наиболее активные их формы -свободные радикалы и перекиси вызывают необратимые нарушения структуры клеток. Чем выше антиоксидантная активность в тканях и клетках, тем выше их антии-шемическая устойчивость.
Лекарственные препараты, используемые для коррекции гипертермии, можно объединить в несколько групп:
В ветеринарии из этой группы препаратов зарегистрирован отечественный, антиоксидант - антигипоксант Эмицидин (3-оксипириди-на сукцинат). Эмицидин имеет широкий спектр использования, так как согласно инструкции по применению препарата его назначают как в комплексной симптоматической терапии, так и в виде монотерапии при заболеваниях, сопровождающихся гипоксией. А это практически все известные нозологии, синдромы и состояния как инфекционной, так и незаразной этиологии.
По наблюдениям, ветеринарных специалистов г. Ростова-на-Дону в летнее время, когда фиксируется аномально высокая температура, от перегрева ("гипертермического стресса") больше всего страдают собаки старше 8 лет с сердечно-сосудистой недостаточностью и нарушением мозгового кровообращения. С целью снятия гипокси-ческих явлений в комплексной терапии использовали антиоксидант Эмицидин.
Доза препарата составляла 1,0 мл 2,5% раствора на 10 кг массы тела животного. На 3-4 день после ежедневного внутривенного введения препарата в смеси с инфузионными растворами, у "сердечников" исчезали одышка, цианоз слизистых и языка, кашель становился реже. Собаки с нарушением мозгового кровообращения адекватно реагировали, восстанавливалась координация движений, появлялся аппетит. Лечение продолжали подкожными инъекциями раствора препарата еще, в течение 7-10 дней (с этим справлялись даже сами владельцы) и далее, в течение 14-30 дней животные получали Эмицидин в капсулах.
Собакам с хронической формой сердечно-сосудистой недостаточности Эмицидин в капсулах назначали в комплексе с поддерживающей терапией в лечебных дозах, согласно Инструкции по применению, курсом в течение 30 дней.
В июле-августе в Ростовской области температурный пик достигает 380 С. Как правило, именно в этот период отмечается активный миграционный период к морю.
Известны случаи, когда собаки, которых невозможно было "пристроить" на время отпуска, несмотря на преклонный возраст и неутешительный диагноз, после профилактического, курсового (15-20 дней) применения Эмицидина в капсулах благополучно переносили транспортировку, повышенную температуру воздуха и "отдохнули" вместе со своими хозяевами на морском берегу.
Являясь производным 3-оксипиридина и янтарной кислоты, Эмицидин обладает оригинальным, ярко выраженным антигипок-сантным действием. Учитывая хорошую растворимость препарата в воде, а значит возможность парентерального применения, быстроту действия Эмицидина, способность его проникать через барьеры организма, высокую антиоксидантную активность и широту спектра действия, показанием к применению Эмицидина может быть любая кислородная недостаточность, в том числе шок, коллапс, тяжелые интоксикации, а также использование Эмицидина при наркотизации животных, т.к. при наркозе снижается эффективность доставки кислорода к ряду органов (в первую очередь к почкам). Преимуществом применения Эмицидина в указанных случаях является то, что у данного препарата не выявлены побочные эффекты ^установлена крайне низкая токсичность.
Наиболее наглядно изменения в организме после применении Эмицидина можно наблюдать на ЭКГ при мониторировании тяжелого пациента.
|
Наглядно видно, что уже через несколько секунд после внутривенного введения Эмицидина на ЭКГ заметно уменьшаются признаки гипоксии, снижается вольтэжность зубца Т, его восходящее колено становится более пологим и вершина закругляется. Если исходно зубец Т был отрицательный, то после введения Эмицидина он становится сглаженный или положительный. Депрессия ST становится менее выраженной, или полностью исчезает. Также ослабевает степень тахикардии.
Антиоксидантная терапия является одним из важнейших элементов в комплексе лечебных и реанимационных мероприятий при тяжелых состояниях пациентов. Применение Эмицидина с этой целью обоснованно и эффективно, так как позволяет значительно улучшить общее состояние "тяжелого" пациента, легче перенести наркотизацию, снизить риск наркозных и постнаркозных осложнений, уменьшить риск развития синдрома "шоковая почка", снизить нагрузку на сердце. В результате этого повышается количество положительных прогнозов лечения животных, находящихся в критическом состоянии. Следует заметить, что подобной эффективности мы не наблюдали при использовании других антигипоксантных препаратов.
Для оценки эффективности применения Эмицидина при ишемии миокарда у собак, определения продолжительности курса лечения были подобраны по принципу аналогов три группы собак по 20 животных. В каждую группу входили собаки на разных стадиях сердечной недостаточности (СН). Животные первой группы кроме основной терапии получали Эмицидин. Препарат назначался внутривенно в первые пять суток в виде 2,5% раствора из рассчета 2.5 мг/кг массы тела, с 6-го дня Эмицидин назначали внутрь в капсулах, для крупных животных (вес от 25 кг и выше) в дозе 100 мг в сутки, разделенной на два приема. Собакам весом менее 25 кг Эмицидин применяли в дозе 30 мг в сутки, также разделенной на два приема. Собаки второй группы (группа сравнения) получали а-токоферол внутрь в виде 10% масленого раствора в дозе 1мг/кг массы тела. Третья группа собак была контрольной, без использования в схеме лечения антиоксидан-тных препаратов.
В качестве основной терапии в зависимости от состояния животного использовали следующие препараты: антагонисты альдосте-рона (альдактон, спироналоктон), ИАПФ, В-блокаторы, сердечные гли-козиды. При необходимости применяли диуретики.
По данным Р.И. Сайфутдинова и Я.И. Коца (1990) при хронической сердечной недостаточности (ХСН) первой степени в плазме крови достоверно повышается уровень продуктов ПОЛ - диеновых конью-гатов и малонового диальдегида, причем нарастание тяжести СН характеризуется большим увеличением содержания продуктов ПОЛ, при этом уровень показателей, характеризующих антиоксидантную защиту (ДОЗ) понижается. В связи с этим, для изучения состояния системы перекисного окисления липидов, у всех собак в сыворотке крови определяли концентрацию малонового диальдегида (МДА). Уровень АОЗ проверяли по количеству содержания фермента каталазы.
Исследование проводили в течение двух месяцев. В этот период вели наблюдение за клиническим состоянием животных, осуществляли регистрацию ЭКГ. Кровь для исследования у собак получали из вены сафена утром натощак четырехкратно. Интервал между исследованиями составлял две недели.
Через два месяца после лечения проводили повторную эхокардиографию и рентгенологическое исследование. Результаты наблюдений за клиническим состоянием больных собак представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты клинического состоянии больных собак через два месяца лечения
Группы (n = 20) | Ухудшение клинического состояния | Стабильное состояние (без изменений) | Улучшение клинического состояния | |||
---|---|---|---|---|---|---|
| Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
1. группа | 2 | 10 | 6 | 30 | 12 | 60 |
2. группа | 6 | 30 | 7 | 35 | 7 | 35 |
3. контроль | 5 | 25 | 10 | 50 | 5 | 25 |
Как видно из таблицы 1, у животных первой опытной группы, получавших Эмицидин, в большинстве случаев (60%) наблюдали улучшение клинического состояния. В период исследования у этих собак отмечали уменьшение одышки, кашля, улучшение аппетита, в целом улучшение общего состояния. У шести собак (30%) в течение двух месяцев значительных изменений в клиническом состоянии не наблюдалось. У двух животных (10%) отмечали ухудшение самочувствия, усиление одышки, кашля, повышенную утомляемость.
Во второй опытной группе положительную динамику отмечали лишь у семи собак (35% случаев), а у 30% исследуемых животных наблюдали ухудшение клинического состояния. В контрольной группе у 50% собак состояние значительно не менялось, ухудшения отмечали у 5 животных.
Результаты исследований содержания МДА и каталазы в сыворотке крови подопытных животных представлены в таблице 2 и 3.
Таблица 2. Содержание МДА и сыворотке крови животных опытных и контрольной групп до и после применении антиоксидантных препаратов
Группы (n=20) | Концентрация МДА (мкмоль/л) | |||
---|---|---|---|---|
До лечения | через 2 нед. | через 4 нед. | через 8 нед. | |
1. Эмицидин | 31,5 ± 2,3 | 29,3 ± 2,2 | 26,0 ± 1,9 | 17,5 ± 2,0*** |
2. α-токоферол | 30,7 ± 3,2 | 28,3 ± 2,4 | 25,9 ± 3,1 | 20,4 ± 2,3* |
3. Контрольная | 30,9 ± 3,0 | 31,5 ± 2,7 | 32,6 ± 2,8 | 34,3 ± 3,7 |
По отношению к первоначальным данным *** (p<0,001); ** (p<0,01); *(p<0,05) |
Таблица 3. Содержании каталазы в сыворотке крови животных опытных и контрольной групп до и после применения антиоксидантных препаратов
Группы | Концентрация каталазы (ед. по Баху) | |||
---|---|---|---|---|
До лечения | Через 2 нед. | Через 4 нед. | Через 8 нед. | |
1. Эмицидин | 0,22 ± 0,03 | 0,30 ± 0,05 | 0,46 ± 0,08** | 0,63 ± 0,1*** |
2. α-такоферол | 0,23 ± 0,05 | 0,27 ± 0,05 | 0,30 ± 0,09 | 0,43 ± 0,09* |
3. Kонтрольная | 0,22 ± 0,05 | 0,20 ± 0,07 | 0,19 ± 0,09 | 0,18 ± 0,07 |
*** (p<0,001); ** (p<0,01); *(p<0,05) по отношению к исходному показателю
Данные, приведенные в таблице 2, наглядно демонстрируют снижение содержания малонового диальдегида в сыворотке крови собак первой опытной группы, принимавших Эмицидин. В течение первого месяца после приема Эмицидина наблюдали тенденцию к понижению концентрации МДА, на четвертой неделе содержание МДА достигло 26,0 + 1,9 мкмоль/л (р>0,05). Через два месяца после приема этого препарата концентрация МДА достоверно понизилась и составила 17,5 ± 2,0 мкмоль/л (р<0,001).
Во второй группе собак, в схему лечения которых входил а-токоферол, содержание МДА снизилось в меньшей степени. Так, если в начале опыта концентрация МДА составила 30,7 + 3,2 мкмоль/л, то через восемь недель достигло 20,4 ±2,3 ммоль/л (р<0,05). В то время как содержание МДА в сыворотке крови больных животных контрольной группы практически не изменилось (р>0,05).
Данные, приведенные в таблице 3, свидетельствуют, что содержание каталазы в сыворотке крови собак опытных групп повышалось в процессе лечения. Так содержание каталазы у собак первой группы, которым вводили Эмицидин, увеличивалось и достигало нормативных показателей через месяц после приема препарата. Через восемь недель содержание каталазы достоверно возрастало и составляло 0,63 ± 0,1 ед по Баху (р<0,001).
Во второй группе у животных принимавших а-токоферол (витамин Е) концентрация каталазы в сыворотке в течение данного периода повышалась незначительно, но все же оставалось в пределах нормативных показателей и составила 0,43 ± 0,09 ед. по Баху (р<0,05). Показатели содержания каталазы в сыворотке собак контрольной группы в начале и конце опыта отличались незначительно и составляли 0,22 ± 0,05 ед. в начале опыта и 0,18 ± 0,07 ед. через два месяца от начала лечения, разница в данном случае была не достоверной (>0,05).
По результатам оценки состояния животных с хронической сердечной недостаточностью можно отметить, что у собак, лечение которых проводилось с применением антиоксидантов на фоне комплексной терапии, быстрее наблюдалось улучшение общего состояния, но результаты эхокардиографии, рентгенографии и электрокардиография не выявляли существенных отличий от группы животных не получавших антиоксиданты.
Полученные данные свидетельствуют, что применение антиок-сидантных препаратов в предложенной дозе в течение длительного периода времени обеспечивают коррекцию свободнорадикальных процессов и стимуляцию антиокислительной защиты организма. Использование антиоксидантного препарата Эмицидина обеспечивало достоверное повышение уровня каталазы и снижение концентрации малонового диальдегида в сыворотке крови до показателей, характеризующих нормализацию перекисного обмена липидов у собак.
Таким образом, включение в схему комплексного лечения собак с сердечной недостаточностью антиоксиданта-антигипоксанта Эмицидина, является одним из важнык компонентов патогенетических терапии особенно в климатических условиях с повышенной летней температурой.
http://vetkuban.com/num3_20083.html