УДК 636.52
Патиева Т.П., Кощаев А.Г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар
В последние годы для обеспечения качества и безопасности мяса и, в дальнейшем, мясных продуктов, исключения использования антибиотиков и других ветеринарных препаратов при выращивании птицы используют биологически активные добавки [2, 7, 15].
Известно положительное влияние биологически активных веществ на клинические, биохимические показатели, уровень продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы [1, 6, 12, 17].
Также известна высокая эффективность влияния гуматов и бетаина на физиологические показатели животных и птицы, которые применяют для профилактики нарушений обмена веществ при выращивании и откорме. Кормовой бетаин, который получают из свекловичной мелассы, представляет собой непрозрачную жидкость тёмно-коричневого цвета, обладает приятным вкусом, pH от 7,5 до 12,5. Бетаин, входящий в состав кормового бетаина, в кормлении животных и птицы выполняет две важные функции: осмопротектора и донора метильных групп в процессе трансметилирования [10, 14, 22].
Являясь натуральным донором метильных групп, молекула бетаина имеет как положительный, так и отрицательный заряд, благодаря чему даже в высоких концентрациях не вредит клеточному метаболизму, улучшает состояние кишечного эпителия и мышечной ткани, повышает устойчивость к стрессам и заражению кокцидиями [16, 20, 23].
Гумат вырабатывается из вермикулита-компоста конского навоза, переработанного дождевыми червями. Благодаря технологии сверхбережной экстракции продуктов жизнедеятельности дождевого червя в концентрированном растворе сохранены все полезные вещества, а именно: витамины, споры почвенных бактерий, грибы, соли гуминовых и фульвокислот, аминокислоты, белки [18, 21].
Биологическая активность гуминовых веществ связана с влиянием их на окислительно-восстановительные процессы, и этот эффект объясняется наличием в составе гуминовых кислот химических группировок (полифенолы, оксихионы, хиноны), которые выполняют роль переносчиков кислорода, что стабилизирует в живом организме внутриклеточное дыхание. Также гуминовые вещества способны выполнять функцию энтеросорбента микотоксинов кормов и антагониста патогенной флоры, способствуют стимулированию развития ворсинок кишечника, что улучшает перевариваемость пищи и всасывание питательных веществ [3, 8, 13].
Важное значение для оценки эффективного и безопасного использования кормовых добавок имеют результаты гистологических исследований тканей, биохимических показателей крови [4, 11, 19].
В связи с этим представляло научный интерес изучение влияния бетаина и гуматов на морфологические показатели внутренних органов птицы.
Материалы и методы исследований. Для постановки опыта были отобраны суточные индюшата, из которых были сформированы три группы по 25 голов в каждой. Индюшата контрольной группы в процессе откорма добавки не получали, индюшата первой опытной группы в течение всего 153-дневного периода откорма вплоть до убоя получали бетаин, а второй опытной группы - гумат [9]. Проводимые ежедневные наблюдения за индюками во время эксперимента показали, что общее состояние птиц во всех изучаемых группах было удовлетворительным, аппетит сохранен. В течение всего эксперимента отхода птицы не наблюдалось. По окончании срока откорма птица подверглась убою. Тушки, части тушек после разделки и внутренние органы подверглись взвешиванию. Для гистологических исследований были отобраны печень и тонкий кишечник от 5 голов из каждой группы. Гистологические препараты готовились по общепризнанной методике [5].
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ полученных нами результатов показывает, что масса внутренних органов птиц опытных групп превосходила контроль. Так, масса печени птиц первой опытной группы, получающих бетаин, была больше контрольной на 14,3%, а получающих гуматы - на 29,4%. По массе сердца представители 1 опытной группы превосходили контроль на 22,4%, второй опытной группы - на 9,8%. Масса мышечного желудка птиц, получающих бетаин, была выше контрольной группы на 16,5%, а птиц, получающих гумат - на 12,4%. Средняя масса потрошенной тушки индеек первой опытной группы составила 5,87 кг, птиц второй опытной группы - 6,11 кг, контрольной группы - 5,06 кг. По убойному выходу также наблюдалась положительная тенденция - у индеек, получавших бетаин, он составил 72,0%, получавших гумат - 72,2%, птиц контрольной группы - 71,7%.
Кишечник является структурой, обладающей высокой пластичностью, саморегулируемостью и способностью к адаптации при воздействии на него в различной степени выраженных этиологических факторов. Микроскопические исследования срезов тканей тонкого кишечника и печени птиц всех подопытных групп, приготовленных из гистологических препаратов, свидетельствуют о том, что эпителиальный слой слизистой оболочки кишечника во всех препаратах представлен однослойным цилиндрическим каемчатым эпителием, состоящим из каёмчатых бокаловидных и энтерохромаффинных клеток (рисунок 1), расположенных на рыхлой соединительной ткани, над которой имеются ворсинки, покрытые каёмчатым эпителием, у основания ворсинок наблюдаются трубкообразные вдавления (крипты) (рисунок 2). Лимфоидные узелки располагаются в соединительной ткани диффузно, что соответствует норме.
Рис. 1. Ворсинки, крипты, мышечный слой кишечника индеек
Рис. 2. Участок кишечника с криптами
Вместе с тем, установлено, что в образцах кишечника птицы, получающей бетаин, наблюдались отличительные участки напряжения в серозной оболочке и подслизистой основы (рисунок 3), а в мышечном слое тонкого отдела - некоторые деструктивные изменения (рисунок 4).
Рис. 3. Участки напряжения серозной оболочки кишечника птиц 1-й опытной группы
Рис. 4. Участок деструктивных изменений мышечного слоя кишечника птиц 1-й опытной группы
В образцах кишечника индеек, получающих гумат (рисунок 5 и 6), нами наблюдалось утолщение мышечного слоя тонкого кишечника и незначительные пролифераты лимфоидных клеток и кишечных крипт, воспалённые ворсинки и небольшой очаг гиперплазии подслизистой. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что адаптация пищеварительного тракта к изменениям окружающей среды выражается в перестройке морфологических структур, изменении функционального состояния слизистой оболочки и изменении активности кишечных энзимов.
Рис. 5. Лимфоидная пролиферация вокруг кишечных крипт птиц 2-й опытной группы
Рис. 6. Утолщение мышечного слоя кишечника птиц 2-й опытной группы
В образцах гистологических препаратов кишечника птицы контрольной группы аналогичных изменений не наблюдалось (рисунок 7 и 8).
Рис. 7. Ворсинки и крипты кишечника птиц контрольной группы
Так, уровень холестерина у птиц, получающих бетаин, составил 3,45 ммоль/л, у птиц, получающих гумат, - 2,97 ммоль/л, а у птиц контрольной группы - 3,32 ммоль/л, что не выходит за пределы нормы. Холестерин защищает и восстанавливает мембрану клеток, оптимальный его уровень улучшает метаболизм. Ферменты аспартатаминотрансфераза (АСТ) и аланинаминотрансфераза (АЛТ) оказывают влияние на синтез белка в организме и формирование тканей.
Показатель АЛТ особей первой опытной группы составил 3,5 ед/л, что превосходит соответствующий показатель контрольной группы на 84,21%; особей второй опытной группы - 3,4 ед/л, что также превосходит контроль на 78,95%. АСТ в сыворотке крови птиц, получающих бетаин, составил 496,5 ед/л, что превышает соответствующий показатель контрольной группы на 50,04%; АСТ представителей группы, получающей гумат, составил 366,9 ед/л, что больше показателя контрольной группы на 10,88%. Это свидетельствует об усилении функции печени и может сопровождать активный процесс роста и формирования тканей мышц.
Содержание общего билирубина в сыворотке крови птиц, получающих бетаин составил 4,11 мкмоль/л, что меньше контрольного показателя (11,77 мкмоль/л) на 186%. Общий билирубин у птиц, получающих гумат, составил 3,77 мкмоль/л, что меньше контроля на 212,2%. Это говорит о том, что исследуемые нами добавки улучшили работу печени и снизили действие токсинов на организм.
Белковые показатели сыворотки крови отражают характеристики роста и развития и помогают оценить продуктивность птицы. Белки крови способны повышать интенсивность обмена веществ в организме. Содержание общего белка в крови индеек первой опытной группы составляет 49,39 г/л и превосходит соответствующий показатель в контрольной группе (40,71 г/л) на 21,3%, также он имеет тенденцию к повышению с возрастом особи.
Общий белок в сыворотке крови индеек второй опытной группы составляет 52,55 г/л и превышает контрольный показатель на 29%. Снижение общего белка (гипопротеинемия) отмечают при длительном недокорме птиц (белковом голодании), хронических расстройствах ЖКТ, из-за чего плохо усваивается протеин при нефрите и нефрозе, циррозе печени, других болезнях, а также при дефиците углеводов, макро- и микроэлементов, витаминов в рационе. Введение кормовой добавки в рацион птицы способствовало активизации обмена веществ птицы, а также улучшило её продуктивность.
Уровень альбумина у индеек первой опытной группы составил 15,22 г/л и превысил показатель контрольной группы (14,64 г/л) на 3,96%, второй опытной группы - 14,95 г/л и превысил контроль на 2,12%. По нашим предположениям, это связано с положительным влиянием бетаина на осморегуляцию и стабильность водного баланса клеток. Альбумины создают коллоидноосмотическое давление крови, удерживают воду в кровяном русле, являются хорошими транспортерами билирубина, жирных кислот, минеральных и лекарственных веществ. Альбумины в качестве пластического материала обуславливают возможности для синтеза мышечной ткани птиц и животных.
Анализируя полученные данные, важно отметить, что адаптация к различным экстремальным условиям сопровождается повышением скорости и напряженности ряда обменных процессов. При этом на различных стадиях адаптации наиболее ответственны те процессы, которые обеспечивают организм энергией и способствуют регуляции физиологических функций.
Выводы. Таким образом, гистологическая картина тонкого кишечника и печени индеек показала, что бетаин и гумат оказывают определенное влияние на скорость обменных процессов, адаптацию пищеварительного тракта к изменениям окружающей среды. Полученные результаты согласуются с полученными нами данными биохимических и морфологических показателей крови, аминокислотного состава мяса. Так, по сумме аминокислот печени и мяса грудки птиц опытных групп наблюдалось превосходство над контрольной.
Список литературы:
Резюме. Представлены результаты исследований влияния кормовых добавок «бетаин» и «гумат» на гистологические показатели тканей тонкого кишечника и печени индеек и биохимические показатели крови. Активно принимая участие в обмене веществ, бетаин повышает усвоение энергии и питательных веществ рациона, снижает затраты корма и освобождает метионин и холин от выполнения функций метилирования, направляя их на специфические функции, благодаря чему выполняет роль натурального стимулятора роста. Исследование проводилось в Краснодарском крае, где особенно актуально свойство бетаина по снижению тепловых стрессовых факторов влияния на показатели продуктивности и прочность скелета. Биологическая активность гуминовых веществ связана с влиянием их на окислительно-восстановительные процессы, и этот эффект объясняется наличием в составе гуминовых кислот химических группировок (полифенолы, оксихионы, хиноны), которые выполняют роль переносчиков кислорода, что стабилизирует в живом организме внутриклеточное дыхание. Также гуминовые вещества способны выполнять функцию энтеросорбента микотоксинов кормов и антагониста патогенной флоры, способствуют стимулированию развития ворсинок кишечника, что улучшает перевариваемость пищи и всасывание питательных веществ. Установлено определённое влияние добавок на изучаемые показатели, их взаимосвязь, что нашло своё отражение в скорости обменных процессов, роста и развития птицы, формировании технологических качеств и других хозяйственно-биологических показателей. Так, масса тушек, внутренних органов и убойный выход индеек, получавших биологически активные добавки, значительно превышали соответствующие показатели индеек контрольной группы.
Ключевые слова: индюшата, индейки, кормовая добавка, гумат, бетаин, гистология, морфологические показатели тканей, кровь, биохимия, кишечник, печень.
Сведения об авторах:
Кощаев Андрей Георгиевич, доктор биологических наук, член-корреспондент Российской академии наук, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»; 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13; тел.: 8-989-2882748; e-mail: kagbio@mail.ru.
Ответственный за переписку с редакцией: Патиева Татьяна Петровна, аспирант кафедры биотехнологии, биохимии и биофизики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»; 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13; тел.: 8-967-3006061; e-mail: tanyamanuylova@mail.ru.
http://vetkuban.com/num2_202207.html