Роль антропогенного фактора в распространении африканской чумы свиней на территории Российской Федерации

УДК619:616.98:578.833.31
DCH10.33861/2071S020-2019-2-15-17

Поклонский Д.Л., Шербашов К.А., Еремин Г.Г., Лазарев И.В., Чифанов Д.Е., Бойко О.С.  
Научно-исследовательский центр (экспертный, химических и биологических угроз)
Федерального государственного бюджетного учреждения «48 Центральный научно-исследовательский
институт» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
Кузнецов С.Л. n Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты
Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва
Кривонос Р.А. департамент ветеринарии Краснодарского края, г. Краснодар

Введение. Проблема ликвидации африканской чумы сви­ней на территории Российской Федерации остается актуаль­ной уже на протяжении более десяти лет. Ежегодно увели­чивается количество регионов, столкнувшихся с этим экономически значимым заболеванием, наносящим весомый урон свиноводческой деятельности в России [2, 3, 8].

В 2007 году кабаны, мигрирующие с территории Грузии, занесли вирус АЧС на территорию России [10]. На данный момент больные и переболевшие кабаны, а также среда их обитания и жизнедеятель­ности, где повсеместно распространен вирус, являются основными источниками АЧС на территории России, так называемый резервуар вируса [11, 12].

Среда обитания кабанов становится отдельным важным эпидеми­ологическим компонентом в связи с высокой устойчивостью вируса в окружающей среде и способностью сохранять свои вирулентные свойства. Мигрируя на большие расстояния, кабаны способствуют распространению АЧС на значительные территории. Так в навозе ви­рус сохраняет свою активность до 100 дней. Труп погибшего от АЧС кабана становится источником инфекции и благодаря животным-па­дальщикам площадь территории, зараженной вирусом АЧС, может значительно увеличиться. При этом, учитывая способность вируса дли­тельно сохранять свою активность при низких температурах, он может сохраняться на зараженной территории до 6 лет [4]. Экологической стойкости вируса способствует холодный и влажный климат [12].

Таким образом, среда обитания становится важным компонен­тном в сохранении вируса на определенной территории. В связи с этим особую важность в распространении вируса приобретает антро­погенный фактор. Посещение людьми территории, зараженной виру­сом АЧС, во время охоты, сбора ягод и грибов, посевных и уборочных мероприятий, вырубки просек, разработке территорий, осушении бо­лот способствует заносу вируса в личные подсобные хозяйства, а так­же на территорию свиноводческих предприятий и распространению эпидемии среди домашних свиней.

С учетом вышеизложенных обстоятельств следует ожидать увели­чения количества новых активных очагов вируса АЧС в личных под­собных хозяйствах, содержащих домашних свиней, и свиноводческих предприятиях в осенне-летний период в связи с увеличением коли­чества посещений человеком среды обитания кабана, а также увели­чения количества обнаруживаемых погибших от АЧС кабанов.

Целью работы было определение возможной корреляционной связи между количеством вновь выявляемых природных очагов и количеством очагов АЧС среди личных подсобных хозяйств и свино­водческих предприятий.

Материалы и методы исследований. В ходе проводимого иссле­дования были проанализированы официально подаваемые сводки Россельхознадзора по очагам африканской чумы свиней на террито­рии Российской Федерации в период с ноября 2015 года по декабрь 2016 года. В анализ были включены вновь возникающие очаги АЧС как среди домашних свиней, так и кабанов. При сборе информации из анализа были исключены очаги вируса АЧС в Архангельской и Во­логодской областях в сентябре-октябре 2016 года в связи с тем, что данные очаги возникли в результате торговли инфицированной сель­хозпродукцией с нарушением требований ветеринарно-санитарного законодательства, что не относится к естественному течению эпизоо­тического процесса [6].

При статистической обработке полученных данных использовали программный пакет для статистического анализа Statistica 10 для Windows. Данные представлены в виде медианы 25-го и 75-го пер­центилей - Ме [Q25+Q75], Проверку на нормальность распределе­ния количественных данных осуществляли по критерию нормальнос­ти Колмогорова-Смирнова и критерию Шапиро-Уилка, а также путем построения гистограмм нормального распределения и нормально­вероятностных графиков и диаграмм размаха. При сравнении двух независимых групп и определении значимости использовали непара­метрический метод для несвязанных выборок U-критерий Манна-Уит­ни. Для анализа зависимостей использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена [1, 9]. Для всех видов анализа различия счита­ли статистически значимыми при уровне значимости р<0,05.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе проводимого исследования на первом этапе были проанализированы данные о ко­личестве очагов африканской чумы свиней среди кабанов и домаш­них свиней с ноября 2015 года по декабрь 2016 года (рисунок 1).

Рис. 1. Количество очагов вируса АЧС на территории Российской Федерации с ноября 2015 года по декабрь 2016 года

В связи с ограниченным количеством данных для оценки корре­ляционной связи использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В ходе проведенного анализа было установлено, что существует умеренной силы корреляция R=0,70 (p=0,005) между количеством регистрируемых очагов АЧС среди кабанов и количеством вновь воз- никаемых очагов вируса АЧС среди домашних свиней (рисунок 2).

Рис. 2. Корреляционная связь между количеством очагов АЧС среди кабанов и количеством очагов АЧС среди свиней

Таким образом можно утверждать, что существует умеренной силы взаимосвязь между количеством фиксируемых случаев гибе­ли дикого кабана от вируса АЧС и количеством вновь возникающих очагов АЧС среди домашних свиней. При этом необходимо отметить, что численность фиксируемых случаев падежа кабанов от АЧС носит субъективный характер, так как на данный момент мы не обладаем методами полного подсчета популяции кабана в местах его обита­ния. Помимо этого, гибель кабана в труднодоступных местах, а так­же сложность в обнаружении трупов дает субъективный показатель смертности кабанов от вируса АЧС [5, 7]. Информация о количестве очагов вируса АЧС среди домашних свиней носит объективный ха­рактер, численность умерших животных строго фиксируется.

Наблюдается статистически значимое увеличение количества очагов АЧС в летне-осенний период по сравнению с весенне-зим­нем периодом как среди кабанов 6,5 [4,5+10,0] и 1,5 [1,0+3,0] (p=0,005), соответственно, так и среди домашних свиней 16,5 [7,0+36,0] и 2 [0+3,0] (p=0,006), соответственно, что вероятно связано с повышением количества посещений человеком среды обитания кабана и заносом вируса из дикой природы в личные подсобные хозяйства и свиноводческие предприятия. Количество фиксируемых случаев гибели кабана обусловлено, в том числе час­тотой посещения человеком мест обитания кабанов и нахождением трупов умерших животных. Также необходимо отметить, что в соот­ветствии с приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 «Об утверждении Правил охоты» сезон охоты на кабана длится с начала июня по конец февраля, что также влияет на количество обнаруживаемых человеком трупов кабанов, а, соответственно, и на количество обнаруживаемых очагов АЧС в дикой природе.

Выводы.

  1. Существует умеренной силы корреляция R=0,70 (p=0,005) меж­ду количеством регистрируемых очагов АЧС среди кабанов и количес­твом вновь возникаемых очагов вируса АЧС среди домашних свиней в период с ноября 2015 по декабрь 2016 года.
  2. В летне-осенний период происходит статистически значимое увеличение количества очагов АЧС по сравнению с весенне-зимнем периодом как среди кабанов 6,5 [4,5+10,0] и 1,5 [1,0+3,0] (p=0,005), соответственно, так и среди домашних свиней 16,5 [7,0+36,0] и 2 [0+3,0] (p=0,006), соответственно.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют, что иссле­дования проводились при отсутствии любых коммерческих или фи­нансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потен­циальный конфликт интересов.

Список литературы:

  1. Герасимов А.Н. Медицинская статистика/ А.Н. Герасимов. - М.: Меди­цинское информационное агентство, 2007. - 480 с.
  2. Захарова Ю.Н. Анализ влияния распространения африканской чумы свиней на экономику РФ/ Ю.Н. Захарова, А.А. Власенко// Современные тех­нологии в мировом научном пространстве. - 2017. - С. 191-195.
  3. Изотова О.Г. Африканская чума свиней как угроза отечественному сви­новодству/ О.Г. Изотова, М.М. Горячева// Современные проблемы инноваци­онного развития науки. - 2017. - С. 274-276.
  4. Макаров В.В. Природная очаговость африканской чумы свиней/ В.В. Макаров, Ф.И. Василевич, Б.В. Боев. - М.: МГАВМиБ/ РУДН, 2014. - 66 с.
  5. Моложавский А.А. Результаты принятых мер по недопущению распро­странения африканской чумы свиней на примере охотхозяйств Белорусского общества охотников и рыболовов/ А.А. Моложавский// Лесное хозяйство: те­зисы докладов 81-й научно-технической конференции профессорско-препода­вательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием), Минск, 1-12 февраля 2017 г./ Белорусский государственный техно­логический университет. - Минск: БГТУ, 2017. - С. 112.
  6. О развитии эпизоотической ситуации в связи со вспышками африкан­ской чумы свиней на территории Архангельской области. - Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps/asf/news/18634.html.
  7. Рыжаков А.В. Выявление мест концентрации и переходов кабана в Во­логодской области при угрозе заноса африканской чумы свиней/ А.В. Рыжа- ков, С.С. Русецкий// Вестник Ульяновской ГСХА. - 2015. - № 1. - С. 85-87.
  8. Трифанов А.В. Состояние и тенденции развития производства свинины в Российской Федерации/ А.В. Трифанов, В.В. Калюга, В.И. Базыкин// Тех­нологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства. - 2016. - № 90. - С. 5-13.
  9. Трухачева Н.В. Математическая статистика в медико-биологических ис­следованиях с применением пакета Statistica/ Н.В. Трухачева. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013 г. - 384 с.
  10. Чернов А.Н. Практические аспекты профилактики африканской чумы свиней в России/ А.Н. Чернов, О.Ю. Черных, К.Н. Груздев// Ветеринарный врач. - 2017. - № 2. - С. 19-25.
  11. Beltran-Alcrudo D. African swine fever: detection and diagnosis - a manual for veterinarians/ D. Beltran-Alcrudo, M. Arias, C. Gallardo et al. - Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations, 2017. - 80 p.
  12. Chenais E. Identifiation of wild boar - habitat epidemiologic cycle in African swine fever epizootics/ E. Chenais, K. Stahl, V. Guberti et al.// Emerging Infectious Diseases. - 2018. - Vol. 24, No. 4. - pp. 810-812.

Резюме. Проблема ликвидации африканской чумы свиней на террито­рии Российской Федерации остается актуальной уже на протяжении более десяти лет. Ежегодно увеличивается количество регионов, столкнувшихся с этим экономически значимым заболеванием, наносящим весомый урон свиноводческой деятельности в России. На территории Российской Федера­ции важным эпидемиологическим компонентом, способствующим распро­странению вируса африканской чумы свиней, становится среда обитания кабанов в связи с высокой устойчивостью вируса в окружающей среде и способностью сохранять свои вирулентные свойства. В связи с этим особую важность в распространении вируса приобретает антропогенный фактор. Перед авторами была поставлена цель определения возможной корреляци­онной связи между количеством вновь выявляемых природных очагов и ко­личеством очагов АЧС среди личных подсобных хозяйств и свиноводческих предприятий. В ходе проводимого исследования были проанализированы официально подаваемые сводки Россельхознадзора по очагам африканской чумы свиней на территории Российской Федерации в период с ноября 2015 года по декабрь 2016 года как среди домашних свиней, так и кабанов. Уста­новлена статистически значимая умеренная корреляционная связь R=0,70 (p=0,005) между количеством регистрируемых очагов АЧС среди кабанов и количеством вновь возникающих очагов вируса АЧС среди домашних сви­ней. Установлено статистически значимое увеличение количества очагов АЧС в летне-осенний период по сравнению с весенне-зимним периодом как среди кабанов 6,5 [4,5+10,0] и 1,5 [1,0+3,0] (p=0,005), соответственно, так и среди домашних свиней 16,5 [7,0+36,0] и 2 [0+3,0] (p=0,006), соответс­твенно, что вероятно связано с повышением количества посещений челове­ком среды обитания кабана и заносом вируса из дикой природы в личные подсобные хозяйства.

Ключевые слова: африканская чума свиней, вирус, антропогенный фак­тор, среда обитания, очаг, занос вируса, дикая фауна, кабаны, домашние свиньи, личные подсобные хозяйства, свиноводческие предприятия.

Сведения об авторах:

Поклонский Дмитрий Леонидович, доктор технических наук, начальник Научно-исследовательского центра (экспертный, химических и биологичес­ких угроз) Федерального государственного бюджетного учреждения «48 Цен­тральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Рос­сийской Федерации; 105005, г. Москва, Бригадирский переулок, 13.

Еремин Геннадий Геннадьевич, кандидат медицинских наук, заместитель начальника по научно-исследовательской работе Научно-исследовательского

центра (экспертный, химических и биологических угроз) Федерального госу­дарственного бюджетного учреждения «48 Центральный научно-исследова­тельский институт» Министерства обороны Российской Федерации; 105005, г. Москва, Бригадирский переулок, 13.

Лазарев Иван Валентинович, начальник научного отдела Научно-ис­следовательского центра (экспертный, химических и биологических угроз) Федерального государственного бюджетного учреждения «48 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Фе­дерации; 105005, г. Москва, Бригадирский переулок, 13.

Чифанов Дмитрий Евгеньевич, старший научный сотрудник Научно-ис­следовательского центра (экспертный, химических и биологических угроз) Федерального государственного бюджетного учреждения «48 Центральный научно-

исследовательский институт» Министерства обороны Российской Фе­дерации; 105005, г. Москва, Бригадирский переулок, 13.

Бойко Олег Сергеевич, научный сотрудник Научно-исследовательского центра (экспертный, химических и биологических угроз) Федерального госу­дарственного бюджетного учреждения «48 Центральный научно-исследова­тельский институт» Министерства обороны Российской Федерации; 105005, г. Москва, Бригадирский переулок, 13.

Кузнецов Сергей Леонидович, начальник отдела управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации; 119160, г. Москва, Фрунзенская наб., 22/2.

Кривонос Роман Анатольевич, кандидат ветеринарных наук, руководи­тель департамента ветеринарии Краснодарского края; 350000, г. Красно­дар, ул. Рашпилевская, 36; тел.: 8-861-2622869; e-mail: uv@krasnodar.ru.

Ответственный за переписку с редакцией: Шербашов Константин Анатольевич, заместитель начальника научного отдела Научно-исследо­вательского центра (экспертный, химических и биологических угроз) Фе­дерального государственного бюджетного учреждения «48 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российс­кой Федерации; 105005, г. Москва, Бригадирский переулок, 13; e-mail: 48cnii_expert-1@mail.ru.


http://vetkuban.com/num2_201905.html