Ошибки при клинической диагностике ящура у крупного рогатого скота

Мищенко А.В., Мищенко В. А. ФГБУ"ВНИИЗЖ", г. Владимир
Джаилиди Г.А., Кривонос Р.А. Государственное управление ветеринарии
Краснодарского края, г. Краснодар
Черных О.Ю. ГБУ КК"Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория", г. Кропоткин

Ящур - острое высококонтагиозное заболевание парнокопытных и мозоленогих домашних и диких животных, быстро распространяющееся на огромных территориях многих стран и континентов. По современной классификации ФАО/МЭБ относится к группе "трансграничных инфекций", то есть к заболеваниям, имеющим большую экономическую значимость, важность для торговли между странами и продовольственную безопасность для многих стран, которые могут легко распространяться на другие регионы и приобретать размах эпизоотий. Возбудителем является вирус, относящийся к семейству Picornaviridae, роду Aphtovirus. Характерной особенностью ящура является почти специфичность для парнокопытных и мозоле-ногих животных, к нему чувствительны более 100 видов домашних и диких животных. Эпизоотологическая роль различных видов животных в качестве источника инфекции разнообразна. Крупный рогатый скот считается хорошим индикаторным хозяином из-за чрезвычайной чувствительности этих животных к респираторному заражению и развитию классических клинических признаков.

Международный опыт профилактики и ликвидации ящура предусматривает предупреждение заноса возбудителя в благополучную страну (регион, зону, хозяйство) или разрыв эпизоотической цепи, прекращение процесса в неблагополучной по ящуру стране (регионе, зоне, хозяйстве). Все эти действия направлены на предупреждение заражения животных.

Решающую роль в эффективности противоящурных мероприятий играет фактор времени, так как несвоевременное выявление ящура приводит к тяжелым экономическим последствиям не только для конкретного хозяйства, где возник ящур, но и для целого региона и для страны [4].

Диагностика ящура является первым и особо важным этапом в системе мер борьбы с инфекцией и базируется на данных эпизоотологического обследования стад, клинического осмотра животных, патологоанатомических изменениях и результатах лабораторных исследований патологического материала и сывороток. Эффективность борьбы с ящуром и ликвидация очагов инфекции во многом зависят от правильности проведения диагностических мероприятий и своевременности принятия решения о локализации очага [4, 7]. Наиболее оперативными методами диагностики ящура являются данные эпизоотологического обследования хозяйств, клинического осмотра животных и патологоанатомического обследования, позволяющие выявить массовые везикулярные поражения у восприимчивых животных.

При острой выраженной форме течения ящура у неиммунных животных постановка клинического диагноза для подготовленных ветеринарных врачей не представляет затруднений.

Подозрение на ящур вызывает любое заболевание восприимчивых животных, проявляющееся саливацией, появлением везикул, язв, эрозий на слизистой оболочке языка, ротовой полости, коже вымени и дистальных участков конечностей [1, 2, 3, 4]. Наряду с наличием общих клинических признаков болезни у разных видов животных, имеются существенные различия в патологоанатомических проявлениях.

Известно, что у крупного рогатого скота везикулы, язвы и эрозии на слизистой оболочке ротовой полости, языка, коже крыльев носа и носового зеркальца отмечаются при ящуре, везикулярном стоматите, вирусной диареи - болезни слизистых оболочек, инфекционном ринотрахеите, папулезном стоматите, злокачественной катаральной горячке, язвенно-эрозионных поражениях языка, токсикозах, отравлениях ядовитыми растениями и химическими веществами [2, 3, 4].

На коже вымени коров характерные для ящура поражения регистрируются при везикулярном стоматите, вирусной диареи, инфекционном ринотрахеите, герпесвирусном маммилите крупного рогатого скота, герпесвирусной инфекции четырех типов, оспе и псевдооспе [3, 4].

На коже дистальных участков конечностей крупного рогатого скота везикулы, язвы и эрозии регистрируются при ящуре, инфекционном ринотрахеите, вирусной диареи и некробактериозе.

Согласно приложения 1 "О порядке сбора, консервирования и пересылки материала для лабораторной диагностики ящура и других везикулярных болезней" к "Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации животных ящуром", утвержденной ГУВ МСХ СССР 15 марта 1985 года, для проведения диагностических исследований на ящур крупного рогатого скота отбирают стенки и содержимое афт на слизистой оболочке языка, на коже венчика и межпальцевой щели.

Анализ результатов эпизоотологического обследования очагов ящура и клинического осмотра животных, проведенных сотрудниками ВНИЯИ -ВНИИЗЖ в 1975-2013 годах, свидетельствует, что часто при первых случаях заболевания крупного рогатого скота ящуром, особенно на выпасах, владельцы животных и ветеринарные специалисты хозяйств и ветеринарных участков считали, что патология вызвана отравлением ядовитыми растениями, различными химическими веществами (в том числе щелочами и солями) или подозревали другие инфекционные заболевания (пастереллез, оспа коров).

В таблице 1 приведены данные о зарегистрированных ошибках при клинической диагностике ящура крупного рогатого скота на территории Советского Союза (1975 - 1991) и Российской Федерации (1992 - 2013).

Таблица 1. Зарегистрированные ошибки при клинической диагностике ящура у крупного рогатого скота

Диагноз

Количество

Клинический

Лабораторный

Регионов

Случаев

Ящур

язвенно-эрозионные поражения языка

17

68

Ящур

злокачественная катаральная горячка

7

21

Ящур

псевдооспа коров

5

12

Ящур

ирт

1

1

ПГ-3, ВД

ящур, тип О

1

1

Пастереллез

ящур, тип А

1

4

Оспа коров

ящур, тип А

1

1

Стоматит

ящур, тип О

2

5

Отравление

ящур, тип Азия-1

2

3

Отравление ядовитыми растениями

ящур, типы О и А

3

5

Отравление щелочью

ящур, тип О

2

5

Отравление солью

ящур, тип О

1

1

Анализ данных, представленных в таблице 1, свидетельствует о том, что из 102 ложноположительных клинических диагнозов на ящур, в 66,7% случаев были язвенно-эрозионные поражения, в 20,6% - злокачественная катаральная горячка и в 11,8% - псевдооспа коров. Из 25 ложноотрицательных клинических диагнозов (с подтвержденным ящуром) в 76% случаев было предположено отравление. Ошибки при клинической диагностике оборачивались, впоследствии, затруднениями в отборе проб патологического диагноза для индикации и идентификации возбудителя, что приводило к значительной задержке в установлении истиной этиологии заболевания и принятию ошибочных мер борьбы с заболеваниями. Анализ ошибок, допущенных при клинической диагностике, свидетельствует, о недостаточности знаний о клинических признаках и патологоанатомичес-ких изменениях при ящуре.

Ошибки при клинической диагностике ящура были допущены ветеринарными специалистами хозяйств и ветеринарных участков, а также территориальных управлений Россельхознадзора. В случае заболевания ящуром частично иммунных (вакцинированных) животных клиническая диагностика значительно затруднена. В основном, у таких животных были поверхностные везикулярные поражения в ротовой полости [3]. Можно предположить, что ошибки при клинической диагностике во многом обусловлены психологическими предпосылками. В буферной зоне Российской Федерации взрослый крупный рогатый скот иммунизируется ящурной культуральной сорбированной инакти-вированной вакциной каждые 6 месяцев, а молодняк до 18 месяцев

— через каждые 3 месяца. Известно, что для профилактической иммунизации жвачных животных должна применяться инактивированная противоящурная вакцина, содержащая в прививной дозе не меньше 3 защитных доз (3ПД50). При ликвидации очагов ящура рекомендуется применять вакцину с протективной (защитной) активностью более 6 ПД50 [6, 7]. Ветеринарные специалисты, проводящие клиническую диагностику, ориентировались на официальные документы, о том, что в указанные сроки животные должны быть защищены от заражения. В то же время, признаки заболевания чаще всего регистрировались до истечения указанных сроков. По проблеме протективной активности имеются и другие противоречивые данные. В них показано, что эмульсионная противоящурная вакцина, содержащая 3ПД50 в прививной дозе, через 3 месяца не защищала крупный рогатый скот от контрольного заражения. Вакцина, содержащая 6 ПД50 в прививной дозе, через 6 месяцев защищала от контрольного заражения только 60% животных [5]. Такие различия в трактовке данных об эффективности вакцинопрофилактики могут оказывать психологические воздействие на ветеринарных специалистов, проводящих эпизоотологическое обследование хозяйств и клинический осмотр животных.

Заключение. Анализ ошибок, допущенных при клинической диагностике ящура крупного рогатого скота, позволяет сделать заключение о том, что проводившие осмотр животных неподготовленные ветеринарные специалисты находились под психологическим прессом, потому что согласно всем действующим инструкциям по применению противоящурных вакцин иммунизированный скот должен был противостоять заболеванию ящуром. Все это свидетельствует о необходимости проведения клинического осмотра подозреваемых в заболевании ящуром животных специально подготовленными ветеринарными специалистами с учетом всех факторов.

Список литературы.

  1. Тальман Г. Эпизоотия ящура 1982 в Ростоке, Нейбранденбурге и предложения для будущей стратегии борьбы с ящуром в Германии/ Г.Тальман, А.Неклер, П.Фельфе// Ящур. - Владимир, 1992. - С. 31-40.
  2. Выдрин В.Н. Эрозионно-язвенные поражения в ротовой полости КРС/ В.Н.Выдрин, И.А.Щевцов, В.А.Мищенко// Ветеринария. - Москва, 2002. - N° 8. - С. 9-10.
  3. Мищенко А.В. Патологический процесс при экспериментальном и спонтанном ящуре КРС/ А.В.Мищенко, В.А.Мищенко, В.В.Борисов// Ветеринария. - Москва, 2010. - N° 4. - С.25-27.
  4. Мищенко А.В. Опыт ликвидации ящура в первичных очагах/ А.В.Мищенко, В.А.Мищенко, С.А.Дудников// Ветеринария. - Москва, 2011. - N° 11. - С.7-12.
  5. Михалишин Д.В. Продолжительность иммунитета у вакцинированного противоящурной эмульсионной вакциной КРС в зависимости от ее активности / Д.В.Михалишин// Веткорм. - Москва, 2013. - N° 5. - С. 29-30.
  6. Foot-and-mouth disease//OIE Terrestrial Manual 2012, Chapter 2.1.5., 145-173
  7. Geering A., Lubroth J. Preparation of foot-and-mouth disease contingency plans// Paris, 2011, 94 p.

Резюме. Ящур - острое высококонтагиозное заболевание парнокопытных и мозоленогих домашних и диких животных, быстро распространяющееся на огромных территориях многих стран и континентов. По современной классификации ФАО/МЭБ относится к группе "трансграничных инфекций", то есть к заболеваниям, имеющим большую экономическую значимость, важность для торговли между странами и продовольственную безопасность для многих стран, которые могут легко распространяться на другие регионы и приобретать размах эпизоотий. Возбудителем ящура является вирус, относящийся к семейству Picornaviridae, роду Aphtovirus. Характерной особенностью ящура является почти специфичность для парнокопытных и мозоленогих животных. К ящуру чувствительны более 100 видов домашних и диких животных. Эпизоо-тологическая роль различных видов животных в качестве источника инфекции разнообразна. Крупный рогатый скот считается хорошим индикаторным хозяином из-за чрезвычайной чувствительности этих животных к респираторному заражению и развитию классических клинических признаков. Ящур представляет собой мировую проблему, к которой приковано внимание ветеринарных служб многих стран и международных организаций, средств массовой информации и широкой общественности. Первостепенную и наиболее важную роль в эффективности противоящурных мероприятий играет своевременная диагностика инфекции. Результаты эпизоотологического обследования и данные клинического осмотра животных являются основанием для начала проведения ограничительных мероприятий и лабораторных исследований на ящур. В работе приведен анализ зарегистрированных ошибок при клинической диагностике ящура крупного рогатого скота на территории Советского Союза (1975- 1991 г.г.) и Российской Федерации (1992- 2013 г.г.). Установлено, что из 102 ложноположительных клинических диагнозов на ящур в 66,7% случаев были язвенно-эрозионные поражения языка (неинфекционной этиологии), в 20,6% - злокачественная катаральная лихорадка и в 11,8% - псевдооспа коров. Из 25 ложноотрицательных клинических диагнозов (с подтвержденным ящуром) в 76% случаев было предположено отравление.

Ключевые слова: ящур, крупный рогатый скот, клиническая диагностика, дифференциальная диагностика, ложноположительный диагноз, лож-ноотрицательный диагноз, язвенно-эрозионные поражения языка, злокачественная катаральная горячка, псевдооспа коров, инфекционный ринотрахеит, отравление.

Сведения об авторах:

Мищенко Алексей Владимирович, кандидат ветеринарных наук, заведующий референтной лаборатории диагностики ящура ФГБУ "ВНИИЗЖ"; 600901, г. Владимир, мкр. Юрьевец; тел: 8 (4922) 261765; e-mail: mischenko@ arriah.ru.

Мищенко Владимир Александрович, доктор ветеринарных наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории эпизоотологии и мониторинга ФГБУ "ВНИИЗЖ"; 600901, г. Владимир, мкр. Юрьевец; тел: 8 (4922) 261765; e-mail: mishenko@arriah.ru.

Джаилиди Георгий Анастасович, кандидат биологических наук, руководитель государственного управления ветеринарии Краснодарского края; г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 36; 8(861)262-19-23; e-mail: dga@uv.krasnodar.ru.

Кривонос Роман Анатольевич, заместитель руководителя государственного управления ветеринарии Краснодарского края; г. Краснодар, ул. Раш-пилевская, 36; 8(861)262-19-23; e-mail: epiz@uv.krasnodar.ru.

Ответственный за переписку с редакцией: Черных Олег Юрьевич, доктор ветеринарных наук, директор ГБУ КК "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория"; 352380, Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Красноармейская, д. 303; 8 (86138) 6-23-14; e-mail: gukkvl50@kubanvet.ru.

UDC 619:616.98:578.835.2:636.22/ .28:616-071

CLINICAL DIAGNOSTICS' ERRORS AT FOOT-AND-MOUTH DISEASE IN LARGE HORNED CATTLE

Mishchenko A.V., Mishchenko V.A., Dzhailidi G.A., Krivonos R.A., Chernykh O.Yu.

Summary. Foot-and-mouth disease is a highly contagious disease of cloven-hoofed animals. It is a worldwide problem that arrests attention of veterinary services from many countries and international organizations. Results of epidemiological survey and clinical examination data are grounds for placing restrictions and carrying out laboratory tests for foot-and-mouth disease. Diagnostics of foot-and-mouth disease is the first and very important step in the system of infection control. Most expeditious methods of diagnostics foot and mouth disease epizootic survey data are farms clinical survey of animals and postmortem examinations that reveal massive vesicular lesions in susceptible animals. Article demonstrates analysis of registered false-positive and false-negative clinical diagnoses for foot and mouth disease in cattle in the territory of the Soviet Union (1975-1991) and the Russian Federation (1992-2013). Analysis of results of epizootological examination of foot-and-mouth disease foci and clinical survey of animals testified that often veterinarians considered that pathology was caused by poisoning with poisonous plants, various chemicals (including alkalis and salts) or other suspected infectious diseases (pasteurellosis, bovine smallpox). It was shown that 66.7% out of 102 false-positive clinical diagnoses were presented by ulcerous and erosive lesions on tongues (noninfectious etiology), 20.6% - by malignant catarrhal fever and 11.8% - by bovine pseudopox. In case of 25 false-negative clinical diagnoses (with subsequent foot and mouth disease confirmation) 75% were supposedly presented by poisoning.

Key words: foot-and-mouth disease, large horned cattle, clinical diagnostics, differential diagnostics, false-positive diagnosis, false-negative diagnosis, ulcerous and erosive lesions on tongue, malignant catarrhal fever, infectious rhinotracheitis, bovine pseudopox, poisoning.

References.

  1. Talman G., Nekler A., Felfe P. Epizootiya yashchura 1982 v Rostoke, Neybrandenburge i predlozheniya dlya budushchey strategii borby s yashchurom v Germanii [Epizooty of foot-and-mouth disease in 1982 in Rostock, Neybrandenburg and suggestions for future strategy against foot-and-mouth disease in Germany]. - Vladimir, 1992. - pp. 31-40.
  2. Vydrin V.N., Shevtsov I.A., Mishchenko V.A. Erozionno-yazvennye porazheniya v rotovoy polosti krupnogo rogatogo skota [Erosive and ulcerative lesions in the oral cavity of large horned cattle]. - Veterinariya. - Moscow, 2002 (8). - pp. 9-10.
  3. Mishchenko A.V., Mishchenko V.A., Borisov V.V. Patologichesky protsess pri eksperimentalnom i spontannom yashchure krupnogo rogatogo skota [Pathological process at experimental and spontaneous bovine foot-and-mouth disease]. - Veterinariya. - Moscow, 2010 (4). - pp. 25-27.
  4. Mishchenko A.V., Mishchenko V.A., Dudnikov S.A. Opyt likvidatsii yashchura v pervichnykh ochagakh [Experience of liquidation of foot-and-mouth primary outbreaks]. - Veterinariya. - Moscow, 2011 (11). - pp. 7-12.
  5. Mikhalishin D.V. Prodolzhitelnost immuniteta u vaktsinirovannogo protivoyashchurnoy emulsionnoy vaktsinoy krupnogo rogatogo skota v zavisimosti ot ee aktivnosti [Immunity duration in vaccinated against foot-and-mouth disease emulsion vaccine cattle depending on its activity]. - Vetkorm. - Moscow, 2013 (5). - pp. 29-30.
  6. -7. Vide supra.

Author affiliation:

Mishchenko Aleksey V., Ph.D. in Veterinary Medicine, senior researcher of the laboratory of diagnostics of farm animals' diseases of the Federal State Establishment "Federal Centre of Animal Health" (FSE "All-Russian Research Institute of Animal Health"); mcrd. Yurjevets, Vladimir, Russia, 600901; phone: (4922) 26-17-65; e-mail: mishenko@arriah.ru.

Mishchenko Vladimir A., D.Sc. in Veterinary Medicine, professor, chief expert for bovine diseases of Federal State Establishment "Federal Centre of Animal Health" (FSE "All-Russian Research Institute of Animal Health"); mcrd. Yurjevets, Vladimir, Russia, 600901; phone: (4922) 26-17-65 20-83; e-mail: mishenko@ arriah.ru.

Dzhailidi Georgy A., Ph. D. in Biology, Head of the State Veterinary Department of Krasnodar region; 36, Rashpilevskaya st., Krasnodar, 350000; phone: 8 (861) 262-19-23; e-mail: dga@uv.krasnodar.ru.

Krivonos Roman A., Deputy Head of the State Veterinary Department of Krasnodar region; 36, Rashpilevskaya st., Krasnodar, 350000; phone: 8 (861) 262-19-23; e-mail: epiz@uv.krasnodar.ru.

Responsible for correspondence with the editorial board: Chernykh 2 Oleg Yu., D.Sc. in Veterinary Medicine, director of the Kropotkin territorial veterinary laboratory; 303, Krasnoarmeyskaya st., Kropotkin, 352380; phone: 8(86138) 6-23-14; e-mail: gukkvl50@kubanvet.ru.


http://vetkuban.com/num1_201409.html